Архив   Авторы  
Михаил Барышников и Ана Лагуна в "Соло для двоих"

Ни ногой
Искусство и культураХудожественный дневникБалет

Михаил Барышников начал мировое турне с Риги

 

Мировая звезда и гениальный танцовщик, превративший танец в универсальное искусство, Михаил Барышников остается за океаном любимцем профессоров, домохозяек и конгрессменов, а в Старом Свете внушает уважение всякому поклоннику прекрасного. Для нас же он остается единственным советским балетным беглецом, после перестройки не наладившим отношений с родиной. Так или иначе, возвращались Рудольф Нуреев и Наталия Макарова, а мегазвезда Misha Baryshnikov по-прежнему вне досягаемости. Максимально доступным он оказался только что в Риге, где провел детство и впервые ступил на сцену. Программой "Три соло и дуэт" на сцене Национальной оперы Барышников начал мировое турне, умудрившись за один вечер выступить поперек трех модных тенденций.

Первым делом он выказал абсолютное нежелание хоть как-то, хоть в чем-то эксплуатировать былые заслуги. Иными словами - проявил громадное уважение к собственной профессии, вместо "зритель слопает" предложив другую модель - марка "Барышников" дорогого стоит. Ярче всего это показал номер "Годы спустя" молодого француза Бенджамена Миллепье, монтирующий кадры из класса Миши-ученика с танцем нынешнего мэтра Михаила Барышникова. Связующей между ними была тень артиста, то выраставшая до гиганта, то сжимающаяся в маленького человечка. А пока зал разгадывал проекционный фокус с тенью и млел, глядя на техническое совершенство юнца, взрослый актер смотрел на него с некоторым недоумением, сдобренным грустью по былым возможностям. Однако в грусти он был много обаятельнее своего молодого соперника, и тень в эти моменты их не разъединяла, а связывала, олицетворяя то "нечто большее", что есть в великом танцовщике помимо совершенства форм.

Как будто между прочим 61-летний Барышников - жилистый, невесомый, очень пластичный - посрамил внедряемую масскультом геронтофобию. В этом ему помогала балерина Ана Лагуна: муза знаменитого хореографа Матса Эка, поставившего две из четырех миниатюр вечера, тоже не боится своих седин и сосуществует с возрастом в полной гармонии. Ибо так же, как Михаил Барышников, смотрит на жизнь со спокойствием профессионала, открытостью художника и танцует именно то, в чем она великолепна. Таковы были их "Соло для двоих" и в особенности "Место" - оставленный под занавес одноактный спектакль, отражающий полутона в отношениях давно знакомых друг с другом людей.

Третий шаг Барышникова поперек стандартов - в танце для него оказался важен не сюжет, как уводящая от жизни и случившаяся не с тобой сказка, и не заумная комбинация кодов, а собственно жизнь через танцевальный монолог. Ее непредсказуемая прелесть, открытость, бесконечное движение и человеческие отношения, которые всегда оказываются в сухом остатке. В этом смысле впечатлили уже помянутое "Место" и мировая премьера "Вальса-фантазии" на музыку Глинки, поставленная для Барышникова Алексеем Ратманским. Артист смотрит на себя в зеркало, будто готовясь к важной встрече. Копит жесты, примеривает па, накручивает себя до состояния, когда остается только пустить пулю в висок. И в самый последний момент останавливается, удивляясь: неужели на свете есть что-то, ради чего стоит себя убивать? Мелькнувшая в этот момент улыбка Барышникова остается маячком и главным послевкусием вечера: все заботы уходят, проблемы разрешимы. Надо только не бояться чувствовать жизнь.

Ей-богу, у зрителей российских культурных столиц должна быть надежда на встречу с таким прекрасным. Со стороны Михаила Барышникова никакой особо жесткой позиции тут нет. Не хочется думать, что нет и людей, по-настоящему заинтересованных в его приезде в Россию. Или что они просто опасаются сравнений.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера