Архив   Авторы  
Один из самых колоритных персонажей "Эсмеральды" Большого театра - Квазимодо в исполнении Геннадия Янина

Козьи козни
Искусство и культураХудожественный дневникБалет

В Большом театре поставили "Эсмеральду"

 

Как пелось в известном мюзикле, "пришла пора соборов кафедральных". Месяц спустя после спектакля на тот же сюжет в МАМТе свою версию старинной "Эсмеральды" выпустил Большой театр. Только флагман апеллировал не к советским пятидесятым, а к архивам Гарварда, Неаполя, Петербурга и Москвы в поисках версии Мариуса Петипа по оригиналу Жюля Перро. Возродиться должен был спектакль XIX века со всеми положенными ему неуемным кокетством, рыхловатым сюжетом, виньетками мизансцен и живой козой, которую таскает за собой по сцене главная героиня. Восстановили. Все как будто на месте, а смотрится эклектичной инсталляцией. Постановщики честно предупредили, что выстроить копию "точь-в-точь" у них не выйдет - как, впрочем, не выйдет ни у кого из наших современников. Нынешние исполнители отличаются от прежних, как карета от внедорожника, свет не тот, пантомима не та, в конце концов, даже зрительская оптика не та, ибо подпорчена клиповым мельканием. Так что при обилии лакун в старом тексте неизбежно встает вопрос о попадании новых авторов в стиль эпохи. Тонкий реконструктор старается попасть. Точный - чувствует себя уверенно только на внятно зафиксированных сценах. Новую "Эсмеральду" сделали адепты точности.

Бодро начатый, спектакль к последнему занавесу плавно теряет градус. Массовые сцены без конца напоминают что-то виденное в том же театре, и ладно бы еще сцену народного разгула из "Пламени Парижа" - на воле кордебалет всегда похож сам на себя. Второй "классический" акт, по всем параметрам годящийся постановщикам в козыри, получился памятником эклектике: наличие вставного па-де-де Агриппины Вагановой производства 1935 года было оговорено - тут некуда деться, намертво приросло к спектаклю, а вот почему мерещатся розовенький кордебалет из "Корсара" и знаменитый танец с подушками из "Ромео и Джульетты" Лавровского, вопрос. С камерными сценами тоже все не слава богу. Пока герои выясняют отношения с помощью бубна и половника (эта сценка со сноской на мастерство исполнения, возможно, лучшая в спектакле), все выглядит прекрасно и даже пахнет стариной. Но лирические дуэты становятся самым неприятным открытием. Они словно вышли из глухих советских семидесятых, когда ни идей, ни затей на балетной сцене не наблюдалось. Как уж они пробрались в эту историю - загадка.

Время восторга и мифов, когда казалось, что архивы могут спасти балет от пыли советской культуры, безвозвратно кануло. Люди театра это понимают, но дальше встает вопрос об умении заполнить пустоты, для чего нужны и вкус, и, как к этому ни относиться, талантливый авантюризм. Трепетная к букве архива и подпорченная советским опытом "Эсмеральда" упустила дух спектакля. Сам Мариус Петипа вертел в руках первоисточник Перро куда как вольно, заботясь не о верности оригиналу и вчерашним вкусам, а о развлечении зрителя. Рисковый был дяденька.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера