Архив   Авторы  

Перевод с испанского
Искусство и культураХудожественный дневникБалет

Премьера «Лауренсии» в Михайловском театре

 

Реанимация легенд — занятие в принципе неблагодарное, но Михайловский театр рискнул и преуспел. Пугаться вообще-то было чего: «Лауренсия» — один из самых успешных советских драмбалетов, объединивший пролетарский задор с внятной литературной основой («Фуэнте Овехуна» Лопе де Веги). А толковую хореографию Вахтанга Чабукиани — со звездными исполнителями (сам автор, Наталья Дудинская, Татьяна Вечеслова, Рудольф Нуреев). К тому же родившийся в Кировском театре балет 1939 года про восставших испанских крестьян в то время монтировался с франкистской действительностью и позицией СССР, и когда к финалу народ громил дворец, зал пламенел во всеобщем порыве. Трудно поверить, что сегодня могло бы случиться что-то подобное, однако…

На успех нового спектакля работали все составные старого, так что зрители могли заново оценить бойкую, удобную для танца музыку Александра Крейна и щедрый декор Вадима Рындина, созданный для переноса «Лауренсии» в Большой с полвека назад. С легкой руки главного балетмейстера Михайловского театра Михаила Мессерера заискрилась хореография. Вот он, прок от наследования знаменитой театральной династии Мессереров — Плисецких: постановщик не только видел старый спектакль на сцене, но и слышал рабочие обсуждения Чабукиани с собственной матерью, знаменитой балериной тех лет Суламифью Мессерер. В новой «Лауренсии» Мессерер не ставил целью сделать дословный цитатник: ясно, что за семьдесят лет сменились и этика, и эстетика, сам Чабукиани не раз редактировал свой труд, к тому же от него осталось на пленке лишь несколько ярких фрагментов. Мессерер заручился помощью больших авторитетов — Татьяны Легат, Аллы Богуславской, Никиты Долгушина, три акта превратил в два, логически укрепил сюжетные ходы, заново поставил связки между сохранившимися осколками — и новая «Лауренсия» по мотивам старой оказалась красавицей.

По сюжету в испанской глухомани феодальных времен бесчинствует местный дворянин, а очередная его жертва, похищенная с собственной свадьбы Лауренсия, поднимает деревню на бунт. На русской балетной сцене испанские мотивы обычно зашкаливают, все эти Хасинты и Паскуалы так отчаянно «гонят страсть», что тяжко смотреть. Сейчас испанщину обуздали благодаря продуманным массовым сценам с регулируемым градусом разгула и легкой отстраненности заглавной героини в исполнении Ирины Перрен. Громадным, очевидным плюсом спектакля стал со вкусом и умом реабилитированный характерный танец, вытравленный с отечественной сцены после эпохи драмбалета. Он прекрасно расцветил и первый выход крестьян, и прерванную свадьбу главных героев. Самая коварная сцена — взятие замка народом — решена с предельным тактом: на закрытый занавес проецируют сохранившиеся кадры пламенной старой «Лауренсии», а затем новые жители испанской деревни идут ва-банк, празднуя победу чести и достоинства. Пресловутая «химия» срабатывает. И в отличие от сопоставимых с «Лауренсией» «Пламени Парижа» (Большой театр) и «Эсмеральды» (МАМТ) действо выглядит предельно цельным, современным и невероятно праздничным. Что сегодня случай вовсе исключительный.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера