Архив   Авторы  
Балетмейстера Иржи Килиана в его постановке «Бессонница» волнует не то, как движутся герои (Оксана Кардаш, Артем Сорочан), но что ими движет

Танцы ни о чем
Искусство и культураХудожественный дневникБалет

Премьера балетов «Первая вспышка» и «Бессонница» в МАМТе

 

Разговоры о смене трендов в музыкальном театре обычно полны натяжек. Если их допускать, нынешние премьеры могли бы обозначить любопытный тренд: московская сцена приглушила голод по шедеврам полувековой и четвертьвековой давности и обратилась к свежему мейнстриму. Что из этого мейнстрима станет нетленкой, покажет время, пока же интересно на него просто посмотреть. Выбранные МАМТом одноактные балеты «Первая вспышка» и «Бессонница» сделаны соответственно Йормой Эло и Иржи Килианом в 2003—2004 годах для Нидерландского театра танца (это лучший в мире стимулятор процесса). Качество у них разное, но уже понятно, что к безусловным шедеврам их не причислить в отличие от непремьерных «Шести танцев» и «Маленькой смерти» Килиана, приобретенных МАМТом года два назад и показанных для комплекта в тот же вечер. Но в качестве примеров того, чем дышал в нулевых и продолжает дышать сейчас современный балет, они приемлемы.

Йорма Эло реагирует на художественные вызовы по-фински спокойно и рационально. Для «Первой вспышки» он выбрал концерт соотечественника Сибелиуса, и были опасения, что два финских темперамента на один балет — немного слишком. Классик, однако, выглядел человечнее. А Йорма Эло еще раз обнаружил, что он немножко Кай и ему непременно надо сложить из льдинок слово «вечность». Только пользуется он не палочкой, а чем-то технологичным, хотя вряд ли в этом признается. Оттого движения танцовщиков разнонаправлены и по-особому прихотливы — так могла бы двигаться толпа в мегаполисе, будь у нее хорошее хореографическое образование. Три пары героических солистов МАМТа справляются с чудовищной сложности текстом, и как им, воспитанным на «ручках крендельком», это дается, можно догадываться.

Иржи Килиан, прямо или косвенно считающийся учителем финна, выглядит в таком соседстве человеком постарше (что, собственно, и есть), и его по давней формуле волнует, не как движутся люди, а что ими движет. Сеанс психоанализа в телесном искусстве требует радикального решения, и Килиан придумал сценографический ход, ставший скелетом спектакля: сцену перегораживает белый экран, прорези в котором становятся входом и выходом в подсознательное. Необязательно, что из ниоткуда возникают именно артисты: это может быть рука, стопа, треть корпуса, даже бунюэлевский глаз. Встреча с потусторонним не особо приятна, но соло и дуэты позволяют артистам выговориться. Тут, конечно, Килиан прекрасен как хореограф и безупречен как меломан, услышавший в саундтреке Дирка Хаубриха разъятого на звуки Моцарта.

Директора обычно сетуют, что столь любимые критикой современные бессюжетные одноактовки продать куда труднее, чем заросшее тиной «Лебединое озеро». Публика МАМТа опровергла это правило как минимум на премьере. МАМТ сам себе эту публику воспитал, как-то обдуманно рискуя.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера