Архив   Авторы  

Гении времени и места
Искусство и культураХудожественный дневникCD

Фирма "Мелодия" издает классику

 

Как заинтересовать музыкальной классикой обывателя, взыскующего попсы в духе Eurovision? Культуртрегер идет по пути тотального упрощения: Реквием Моцарта в отрывках, "Девятка" Бетховена пополам с девятой "Балтикой", вечнозеленые токката и фуга (сами понимаете чьи). Плюс "Полет шмеля" и "Танец с саблями" - это для разогреву. Карманная энциклопедия шедевров готова. Тем приятнее, что во времена воинствующего антиинтеллектуализма фирма "Мелодия" позволяет себе такую роскошь, как концептуальность и интерес к реальной истории музыки. Словно какая-нибудь Deutsche Grammophon, ей-богу!

Пример тому - диск Parnasse du Nord с программой, записанной ансамблем "Солисты барокко". В 20-страничном буклете публике не поленились объяснить, что и почему. Собранные здесь произведения представляют собой музыкальное оформление эпохи императрицы Екатерины II. Речь тогда шла о том, что Россия должна освободить от турок Константинополь и воссоздать всемирную православную цивилизацию, равновеликую католической. И, таким образом, не догонять Запад и не замыкаться в себе, а говорить с Европой на равных. В какой-то момент эффект "обратного влияния" на Европу был достигнут, что, к слову, послужило одной из причин войны с Наполеоном. Вольтер разрабатывал концепцию Просвещения с оглядкой на записки Ломоносова. Гайдн при написании оратории "Сотворение мира" вдохновлялся "Творение мира", поэмой Радищева, написавшего отнюдь не только затасканное по учебникам "Путешествие из Петербурга в Москву". Вивальди в конце жизни мечтал посетить Россию. Собирался к нам и Моцарт, принявший приглашение графа Разумовского. Многие иностранцы сочиняли тогда для России. А взаимное влияние русских и европейских композиторов достигло апогея...

На диске, выпущенном фирмой "Мелодия", заявлены Бортнянский, два Баха (Иоганн Себастьян и Карл Филипп Эммануэль), Мыслевечек, Вивальди и ученик Вивальди - Антонолини. Трио-соната до-мажор Бортнянского создавалась для двора, и в ней сильны итальянские влияния. А вот Ария сопрано из кантаты № 147 И. С. Баха, напротив, удивляет славянской мелодикой, которую "Солисты барокко" стремятся подчеркнуть. Трио-сонату соль-мажор Карла Филиппа Эммануэля Баха музыканты ансамбля и вовсе исполняют в русской стилистике XVIII века, которая сложилась под влиянием знаменного распева и древнерусского пения по "крюкам". Да, аутентизм бывает и таким… Антонолини, долго проживший в России и создавший оперу-водевиль "Ломоносов, или Рекрут-стихотворец", представлен французскими романсами, посвященными княгине Марии Шемякиной.

Исполнение "Солистов барокко" очень добротное и техничное, и это не может не радовать. Как, впрочем, и подход издателей к материалу. Из коего, в частности, следует, что шедевры не всегда диктуются ангелами. История и география также полноправные соавторы композитора.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера