Архив   Авторы  
Сцена из "Псковитянки" Римского-Корсакова. Этой оперой открылся фестиваль "Звезды белых ночей"

Как день светлы
Искусство и культураХудожественный дневникФестиваль

Фестиваль искусств "Звезды белых ночей" подтвердил свои имперские амбиции



 

Когда-то фестиваль "Звезды белых ночей" длился две недели, в 2000 году - месяц, а теперь - почти три. И это совсем не предел. У фестиваля, несомненно, громадная центростремительная сила, а центром его, без сомнения, является худрук Валерий Гергиев. Он притягивает лучших музыкантов, сообщает смотру неуемную энергию и бешеный темп и как будто транслирует на все происходящее идею открытости мира, в котором нет невозможных сюжетов и формальных границ. Если городские власти Петербурга всерьез говорят о концепции города-музея, то Мариинка со своими "Звездами белых ночей" может претендовать на статус национального достояния.

Почти девяносто дней нынешнего музыкального нон-стопа вместили в себя такое множество событий, что даже простое их перечисление внушает уважение. Фестиваль старается все охватить, все испробовать, все отметить. Много событий? Так ведь у "Звезд белых ночей" теперь две площадки - собственно Мариинский театр и свежеотстроенный Концертный зал на улице Декабристов, и это не считая мелких фестивальных вылазок, концертов в петербургских дворцах и open air. То ли еще будет, когда воплотится проект Культурного комплекса Мариинского театра.

На этот раз "оперой открытия" назначили "Псковитянку" - масштабную и проверенную усладу для любителей большого стиля, где все всерьез. Мариинский воспроизвел постановку 1952 года, подходящую под определение "сталинский ампир": судя по трепетно принявшему ее залу, интерес к этой разновидности жанра спустя полвека совпал со зрительской тягой к костюмной драме и всерьез рассказанным историям. У театра же был дополнительный интерес: новая "Псковитянка", премьера которой когда-то прошла именно в Мариинском театре, появилась в год 100-летия cо дня смерти Римского-Корсакова. А Ольга Бородина, год не выступавшая на родной сцене, в своем сольном концерте, приуроченном к 20-летию творческой деятельности, выступила и в своей коронной партии из Римского-Корсакова - Любаши в "Царской невесте". К приглашениям в Мариинку звезда мировой оперы относится совсем не так, как к прочим ангажементам: там примадонна выставляет условия, а в альма-матер летит при первой возможности. "Псковитянка" и еще несколько опер Римского-Корсакова, представленных на фестивале, составили своеобразную антологию для любителей изучения отечественной истории по опере. Однако помимо традиционных зрелищ на нынешнем фестивале было и несколько нестандартных проектов. Прежде всего - новые редакции все еще свежих мариинских блокбастеров. Например, "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии" на фестивале шло не в знаменитой постановке Дмитрия Чернякова, а в концертном исполнении, позволившем, по словам дирижера спектакля Бориса Грузина, сконцентрироваться на музыкальной части оперы и найти в ней новые смыслы. Громким и неожиданным проектом фестиваля стало представление "Тристана и Изольды" Рихарда Вагнера с видеодизайном американского художника Билла Виолы, вдохновленным глыбами Вагнера на отражение стихий: за сидящими на сцене музыкантами били в обратном падении водопады, бушевал огонь, мерцали звезды. В мировом театре параллельный музыкальной партитуре видеоряд - нормальная и даже поднадоевшая практика; в России - диковинный опыт, в чистом виде представленный Мариинским. Строго говоря, это идеальный формат гергиевской оперы: маэстро склонен воспринимать певцов как музыкантов с собственным вокальным инструментом. Следовательно, они не должны мельтешить в лукавых актерских страстях, чтобы не отвлекать ни себя, ни зрителя от музыки. Особнячком стоит выделить нежно любимые зрителями фестивальные оперы-буфф. Получивший пару сезонов назад "Золотую маску" легкий шедевр Россини "Путешествие в Реймс" в исполнении солистов Академии молодых певцов показал завидные перспективы Мариинского в плане голосов. Премьерные "Испанский час" и "Джанни Скикки", которые театр рискнул исполнить по-русски, порадовали балансированием на грани оперы и оперетты: очень уж резвились в комедийном сюжете и салатно-малиновых декорациях актеры - как в детской комнате с игрушечной мебелью. На фестивале была, однако, и заявка на новое слово - "Братья Карамазовы" Александра Смелкова в постановке Василия Бархатова, о которой "Итоги" уже писали и которая еще не раз привлечет внимание меломанов.

Среди балетных событий глыбой высится гала-концерт памяти великих балерин Мариинского театра. На нем царила нынешняя ballerina assoluta Ульяна Лопаткина, исполнившая, кроме прочего, изысканную "Гибель розы" Ролана Пети на музыку Малера. Екатерина Осмолкина блеснула в заглавной партии "Золушки" Алексея Ратманского, и этой ролью заставила знатоков балета признать себя продолжательницей традиции ленинградской школы, традиции Ирины Колпаковой, Аллы Сизовой, Габриэлы Комлевой.

Но, конечно, особый интерес и пристрастное внимание худрука "Звезд белых ночей" вызвала концертная программа. Главным событием Гергиев замыслил ретроспективу произведений современного французского композитора Анри Дютийе, приехавшего по такому случаю в Петербург и признавшего, что за два фестивальных дня оркестр Мариинки исполнил все его главные симфонические произведения, в том числе знаменитые "Метаболы" и "Тембры, пространства, движения". Ожидаемо присутствовал у "друга Валерия" Юрий Башмет с "Солистами Москвы", сыгравший отменного качества Брамса. Молодым задором и отзывчивостью подкупил "Иерусалим-квартет": несмотря на юный возраст, ребята уже пятнадцать лет играют вместе и уверены, что "квартет - это такой большой инструмент на шестнадцать струн". С той же непосредственностью они не сосредотачиваются на одной музыкальной эпохе, играя и классику, и романтику, и модерн. Сольными вечерами порадовали публику Дмитрий Хворостовский (он вызволил из забытья раритетный "Зимний вечер" Метнера), уникальное сопрано Мария Гулегина и знойный мексиканский мучачос Рамон Варгас с сильным неповоротливым голосом. Заводной бас-баритон Брин Терфель пел свой коронный репертуар - "Дон Жуана" и "Свадьбу Фигаро" Моцарта, очень ему идущего Фальстафа Верди и вдруг, на радость залу, арию полоненного князя Игоря "О дайте, дайте мне свободу" с неодолимым английским акцентом. Солисты Леонидас Кавакос, Альфред Брендель, Кристиан Блэкшоу, Алексей Володин, Ольга Керн, Денис Мацуев - звездная россыпь ответивших на зов Гергиева музыкантов гипнотизировала. Сам же маэстро, бывший чуть ли не каждый вечер на арене, воспроизвел волшебный холодок симфоний Сибелиуса, к которому прежде, как казалось, не питал нежных чувств. Если окинуть взглядом прошедший фестиваль, выяснится, что у него абсолютно имперские амбиции объять весь мир, отвечающая им программа и перспективы, от которых захватывает дух. Что в который уже раз и удивляет, и радует.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера