Архив   Авторы  
Владимир Ильин и Алексей Вертков в фильме "Палата 6"

Чудо в палате № 6
Искусство и культураХудожественный дневникФестиваль

Русский акцент на ММКФ

 

Программа завершившегося Московского фестиваля была достаточно разнообразной, чтобы поблагодарить отборщиков, не давших заскучать зрителям. Но главное - в ней наконец стали обнаруживаться концепции, способные со временем придать какой-то иной, кроме освоения бюджетных средств, смысл фестивалю. Однако одной из по-настоящему обескураживающих концепций стало показанное на ММКФ отечественное кино, которое декларативно не желает становиться конвертируемым. Его киноязык архаичен, его смысловой ряд трудно объяснить не только зарубежным коллегам, но и нашим соотечественникам. Оно не обращается к какому-то конкретному зрителю, а стреляет в пространство без прицела - авось кого-то да заденет.

В основном конкурсе были представлены "Чудо" Александра Прошкина, "Петя по дороге в Царствие небесное" Николая Досталя и довольно неожиданная экранизация "Палаты № 6" Карена Шахназарова. Все авторы - мастера. С одной стороны, это гарантия определенного качества. Но с другой - у каждого из них главное и наболевшее уже давно высказано.

У Прошкина и Досталя сделана попытка реконструировать 50‑е годы, предъявив при этом вневременную, притчевую историю. В "Чуде" ее основой стало легендарное "стояние Зои" - столбняк, охвативший самарскую комсомолку после неудачной попытки потанцевать буги-вуги с иконой Николая Чудотворца. Главная героиня весь фильм окутана паутиной, а обслуживающие тему "чуда" персонажи, только мы узнаем их куда более интересные, чем само "стояние", истории, исчезают навеки, едва взглянув на нее. И только по слову хитрого простеца Хрущева, который из-за бури спустился с небес в эту глушь, чары спадают, и Зоя становится целительницей-аутисткой. Извините, если это и является подтверждением того, что Бог все-таки есть, то только на уровне низкосортного ток-шоу. В "Пете..." дана вариация на вечную русскую тему юродства. Главный герой, оберегаемый всеми жителями окололагерной Кандалакши дурачок, вообразил себя инспектором всего - проезжающих машин, работающих механизмов, отчетных документов. У него "синдром Корсакова", характеризующийся "отказом от саморазвития". Тот же отказ читается и в сюжете фильма. То, что Петя погибнет в финале, ясно из названия. Хотя ему в полной мере досталось обаяние актера-дебютанта Егора Павлова, следить за ним не слишком интересно. Ну да, даже блаженные хотят немного власти над людьми, за что и поплатился Петя, решивший погнаться за беглым зэком и схлопотавший пулю. Но, чтобы жестко провести эту линию через весь фильм, нужна, наверное, иная манера разговора со зрителем.

Единственный, кто озаботился работой с киноязыком, это Карен Шахназаров. Однако слишком заметно, что фокус с осовремениванием чеховской повести он придумал 20 лет назад. За эти годы документальные интервью с реальными больными, предыстория монастыря, превращенного в психушку, стилизация под любительскую съемку, проза, переведенная в диалоги, и прочие приемы стали сильно отдавать "осетриной второй свежести". И совсем неубедительным смотрится желание Шахназарова представить Антон Палыча христианским писателем. Единственное, что здесь не фальшивит, - это язык Чехова, который хоть и корчится в созданных для него декорациях, но побеждает.

Среднее режиссерское поколение будто хочет нам дать понять: у нас особый путь, мы живем в герметично замкнутом мире, где можно снимать кино так, будто Ларс фон Триер и Михаэль Ханеке еще не родились. Однако новые фильмы Триера и Ханеке тоже были показаны во время фестиваля и невольно, конечно, вычеркнули наше кино из мирового кинопроцесса.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера