Архив   Авторы  
Спектакль Театра наций "Рассказы Шукшина" в постановке Алвиса Херманиса выдвинут на соискание "Золотой маски" в шести номинациях. В их числе - приз за лучшую мужскую роль, на который претендует Евгений Миронов (справа)

Сохраняя спокойствие
Искусство и культураХудожественный дневникФестиваль

В конце недели будут названы лауреаты "Золотой маски"

 

Мне кажется, жюри предстоит нелегкий выбор, потому что очевидного лидера в этом конкурсе нет. Свои резоны найдутся и у тех, кто болеет за "Рассказы Шукшина" Алвиса Херманиса, за "Улисса" Евгения Каменьковича или "Троила и Крессиду" Римаса Туминаса. Аргументы найдутся и у оппонентов. За отсутствием Льва Додина и Петра Фоменко шансы есть у всех. У номинантов "малых форм" надежд на успех меньше, потому как среди претендентов Сергей Женовач, спектакли которого наградами обходить не принято. Политкорректность потребует отдать дань и Питеру, и провинции. Эту проблему решат за счет ролей, света, костюмов и пр. Однако дело, конечно, не в итоговых наградах. Если заглянуть в архив, то лишний раз убедишься, сколько раз "масконосцами" становились проходные работы и не увенчивались спектакли, которые вошли в историю театра. Ярчайший пример - "Черный монах" Камы Гинкаса с Сергеем Маковецким.

Как бы ни складывалась программа, фестиваль, конечно, отражает определенные тенденции театрального процесса. Именно фестиваль, а не конкурс. Последний из-за стремления к широте охвата неизменно проигрывает. В этом сезоне по всем статьям. Выдвижение и ярославского "Горя от ума", и новосибирского "Макбета", и даже питерского "Месяца в деревне" - безусловное, по-моему, снижение планки. Провинция редко может тягаться со столицей в режиссерских номинациях, но, думаю, актерскими талантами не оскудела. Однако Положение о премии не позволяет рассматривать роль, пусть и самую замечательную, без спектакля. Отсюда извечная усредниловка.

Если пользоваться треплевским штампом, нельзя не заметить, что "афиша на заборе гласила": современная пьеса и ее интерпретации в конкурсные программы не попадают. Для них придумываются резервации. На этот раз "Маска плюс" широко познакомила с последними достижениями "новой драмы", констатировав полный застой. Темы, сюжеты, герои, круг проблем из года в год перепеваются. Классики жанра матереют в прямом и переносном смысле слова и из подающих надежды переходят в разряд потерявших. Афиша конкурса состоит из названий бессмертных - мировых, русских, советских. Самым молодым героям современной сцены давно перевалило за полтинник (это персонажи Шукшина и Вампилова), остальные разменяли не одну сотню лет. Мне скажут, вот им-то и место на олимпе, проверены временем, наедине с вечностью... А я не соглашусь: их пытаются заставить отвечать на наболевшие вопросы, а они по большей части молчат, как та Русь, что не дает ответа. Или отвечают риторически: убийство искажает личность ("Макбет"), глупо метать бисер перед свиньями ("Горе от ума"), любовь - это чувство ("Месяц в деревне"), нелюбовь - тоже чувство ("Река Потудань").

Когда-то всяческие реперткомы насиловали театры обязательными современными пьесами и к классике припадали, как к святому источнику, чтобы сказать о наболевшем. Сейчас чаще насилуют классику, лишь порой поднимаясь до уровня. Но острой боли не испытываешь, в лучшем случае - уважение.

Уже давно замечено, что драматический театр все настойчивее уходит от слова, ища опору в пластике, хореографии и других смежных искусствах. Конкурсная программа этого года свидетельствует скорее об обратном процессе. Танцуют, поют и лихо смешивают жанры нынче в провинции. Столичные тузы потянулись к психологии. Иногда занудно. Каким бы ни было в этом году решение жюри, вряд ли оно вызовет бурю восторгов или негодования. Потому что в зрительных залах не было бурь. Скандалов не предвидится.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера