Архив   Авторы  
Посетители фестиваля «Архстояние» легко вписываются в пейзаж художественных объектов

В поле чистом
Искусство и культураХудожественный дневникФестиваль

Фестиваль «Архстояние» превращает деревню Никола-Ленивец в художественное поселение


 

Каждое лето фестиваль «Архстояние» добавляет новые арт-объекты в ландшафтный заповедник около деревни Никола-Ленивец. В этом году он имел невиданный размах — леса и поля близ реки Угра осматривали более 6000 человек. Стало ясно, что самодеятельная лаборатория лэнд-арта и архитектуры понемногу начинает жить по законам шоу-бизнеса, а деревня — превращаться в художественный полис.

Уход художников в деревню — явление не новое. Речь не о выездах на пленэры, а именно о сознательном эскапизме, о жизни и творчестве вне городской цивилизации. В массовом порядке подобный арт-исход случается тогда, когда официальное искусство переживает застой и кризис. Так появились французский Барбизон (в отместку Салону XIX столетия) и русское Абрамцево (где подопечные Саввы Мамонтова искали новый русский стиль рубежа веков). Так в советские времена возникло течение художников-деревенщиков.

Кажется, никола-ленивецкие «промыслы» — из той же когорты: это спонтанная альтернатива столичному рвачеству начала 2000-х. Звучат те же заявления о «свободе на природе», о близости корням и исконным формам. И такое же восторженное отношение богемы к артефактам из деревни. Бесчисленные выставки, номинации и премии. Наконец, приглашение на Венецианскую архитектурную биеннале (одно из главных достижений в Венеции — катание восьми никола-ленивецких крестьян на гондолах).

Прежде чем превратиться в явление идейное и массовое, Никола-Ленивец был личным проектом. Чуть более десятка лет назад бывший митек Николай Полисский, поселившийся на берегу Угры, начал создавать русский вариант лэнд-арта. С артелью местных жителей он возводил зиккураты из сена, плел башни из лозы, поднимал колоннады из бревен. В этой пародии на большую архитектуру обнаруживались глубокие пласты символизма и абстракции. Впрочем, многих куда больше вдохновлял тот факт, что один художник обеспечил работой вымирающую деревню. Невиданное дело — современное искусство кормит село!

К Полисскому затем потянулись «бумажные» архитекторы — те, кто видел задачу архитектуры в экспериментах, а не в нагромождении офисных квадратных метров. На полях и в лесах стали возникать сооружения Юрия Аввакумова, Александра Бродского, Юрия Григоряна, Евгения Асса. Настала эпоха «Архстояния», ежегодной презентации новых объектов. В столице — бетон и искусственный мрамор, а здесь — овеянное традицией дерево. В результате в Калужской области сложился архитектурный парк, аналогов которому в России нет. В этом году на карте окрестностей Никола-Ленивца значились 33 достопримечательности, включая новые постройки, победившие в конкурсе «Сарай».

Необходимость перемен вдохновители «Архстояния» остро ощутили в этом году. Количество заявок на новые строения быстро росло, но что делать дальше? Множить павильоны и беседки, превращая Никола-Ленивец в галерейный Диснейленд? Законсервировать все и объявить музеем?

Будучи на перепутье, Николай Полисский и его соратники приняли, кажется, одно важное решение. Вектор фестиваля сместился в сторону музыки и перформансов. Куратор событийной программы Инна Прилежаева объясняет: «Линия, начатая в 2009-м темой «Вне земли», когда мы задумались об архитектуре, выполненной неархитектурными способами, в этом году нашла свое отражение в акустических экспериментах с ландшафтом». Речь идет о концерте ансамбля «Персимфанс», «звуковых объектах» Дмитрия Власика, перформансах студии Дмитрия Панкова. Вместе с ними появились все атрибуты «русского Вудстока»: палаточный лагерь, лавки растаманских сувениров и праздная толпа тинейджеров.

Никола-Ленивец из архитектурного парка мутирует не только в концертную площадку: вскоре деревня должна перерасти в «полис». Бизнесмен Максим Ноготков, проникнувшись атмосферой заповедника, купил окрестные земли и теперь намерен создать площадку «АрхПолис» — «пространство для жизни и творчества архитекторов, дизайнеров, художников и представителей исполнительских искусств». Так у деревенской коммуны Полисского появился креативный сюзерен. «Считаю, что именно здесь есть редкая комбинация творческого духа и уникальной природы национального парка «Угра», — говорит он. — Просторы, смена привычной городской жизни на жизнь в природе выбивают нас из привычных шаблонов и дают возможность по-новому взглянуть на себя и свои проекты. Образ жизни, место работы и обитания, социальные отношения — все может быть переосмыслено и создано заново. Мы хотим, чтобы участники проекта сами создали пространство, в котором им предстоит жить и творить». Чем-то эти заявления похожи на призыв о создании АрхСколкова. Посмотрим, выйдет ли из них толк.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера