Архив   Авторы  
Работа Эрвина Олафа из серии "Надежда" представлена на персональной выставке фотографа в манеже

Слишком человеческое
Искусство и культураХудожественный дневникФото

"Последние события" с Эрвином Олафом в Манеже

 

В Московском доме ­фотографии в рамках фестиваля ­"Мода и стиль в фотографии" проходит выставка голландца Эрвина Олафа. Он из тех мастеров, кто не прочь шокировать зрителей. Несколько лет назад он сделал ставку не на молодых и красивых, а на пожилых и отважных. В 1999‑м снял серию "Зрелость", пригласив увековечиться в соблазнительных позах бабулек, чья юность пришлась на середину прошлого столетия. В том же году для рекламы он снимал старичков и старушек в джинсах известной марки. Причем старички мирно дремали, а бес подзуживал как раз их боевых подруг. Бабушки неназойливо интересовались, как там поживает молния на джинсах проверенного в боях бойфренда. Юмор и неагрессивность проекта в сочетании с минимализмом были высоко оценены на фестивале рекламы в Канне. Олаф получил за него "Серебряного льва".

Вообще с наградами и выставками у 50-летнего фотографа все в порядке. В 2003 году его ретроспектива прошла в престижном музее в Гронингене, сольные выставки - в музеях Роттердама, Гааги, Торонто, Парижа, Нью-Йорка, Франкфурта, Сиднея… Короче, Эрвин Олаф, несмотря на демократичную клетчатую ковбойку и джинсы, в которых он пришел на вернисаж, - один из самых успешных и известных западных фотографов.

В Манеже показывают его проекты последних лет, названия которых говорят сами за себя: "Дождь" (2004), "Надежда" (2005), "Горе" (2007), "Осень" (2008). В них нет задиристости прежних лет. Приглушенные коричнево-бежевые тона, минималистские интерьеры, замершие напряженные фигуры. Почему мирный портрет у Олафа начинает обретать тревожное напряжение, это отдельная тема. Зритель никогда не узнает, почему мужчина в наглаженной рубашке с галстуком стоит на коленях, утирая нос, а дама с идеальной прической смотрит вперед глазами, полными слез. Отчего женщина сидит на краешке кровати, горестно сгорбившись, а другая, повернувшись к окну, прикрыла лицо руками. Конечно, можно прочитать в пресс-релизе, что "Горе" отсылает к трагедии в Далласе, к убийству Джона Кеннеди. Но, собственно, в самих фотографиях на это нет никакого намека. Позы и жесты персонажей - словно телесные знаки скорби. Герои работ Олафа напоминают не моделей времен беби-бума, а скульптурные фигуры Пьеты времен итальянского Возрождения. По крайней мере, кудрявый юный Феликс (из серии "Осень") с его томным наклоном головы - вылитый святой Себастьян. Как известно, этот римский воин, ставший мучеником за христианскую веру, к XVI веку стал покровителем влюбленных, страдающих от неразделенного чувства. Кажется, что у Олафа двойственность святого Себастьяна передается всем персонажам. В них - та же смесь скорбной печали и томного желания, страдания и подавляемой страсти.

Но если тела моделей наделены выразительностью изваяний страстотерпцев, то интерьер безлик и стерилен, чтобы не сказать депрессивен. Он более пустынен, чем могла бы быть пустыня. Персонажи, соответствующие холодному перфекционизму интерьера, появляются в проекте "Последний крик" (2006). Имплантаты на лбу, странные отростки вроде клыков, пирсинг и прическа - волосок к волоску. "Софи, дорогая, ты прекрасно выглядишь!" - "Спасибо, тетя, это последняя мода". Все-таки у Олафа отличное чувство юмора.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера