Архив   Авторы  
Кадр из фильма "Тарас Бульба"

Бесплодные усилия любви
Искусство и культураХудожественный дневникКино

В прокат выходит "Тарас Бульба" Владимира Бортко

 

Вроде бы все на месте. И текст Гоголя - вернее, сюжетная канва повести "Тарас Бульба" - от начального "а поворотись-ка, сын" до хрестоматийного "есть еще порох в пороховницах". И Богдан Ступка в главной роли - не просто большой актер, а этакий культурный мост между Россией и Украиной поверх всех газовых барьеров. И тщательная работа художников, понастроивших декораций и понашивших костюмов в изрядном количестве. И даже "шутка юмора", когда казаки пишут письмо турецкому султану, расположившись, как репинские "Запорожцы", вполне уместна. И тем не менее дорогое и постановочное кино "к дате" больше смахивает на постмодернистскую пародию, в которой совершенно неправдоподобно и дико звучат ударные гоголевские монологи о русском товариществе, православной вере и рыцарской доблести, вызывая желание проверить, не переврали ли сценаристы текст. Нет, не переврали. Просто написанное пером поневоле пришлось вырубать топором.

Не знаю, задумывался ли кто-нибудь из режиссеров, желавших экранизировать "Тараса Бульбу" (а среди них и Владимир Хотиненко, и Федор Бондарчук), над принципиальной невозможностью перенести этот экзальтированный до визгливого оперного верхнего "до" гоголевский гиперболизм и пафос на экран. Ну как можно заказывать костюмерам засевшие в голову еще со школьных лет "шаровары шириною в Черное море"? Разве можно превратить в массовку эти бесконечные перечисления имен запорожцев, которыми так явно упивается Гоголь, набивая ими свою повесть, как булку изюмом, - это же поэзия чистой воды. У него то чередой идут вопросы: "А что Касьян? Что Бородавка? Что Колопер? Что Пидсышок?", то ритмические повторы: "Вовтузенко, Черевыченко, Степан Гуска, Охрим Гуска, Мыкола Густый, Задорожний..." И что играть актерам, если вся психология персонажей укладывается во фразы типа "смелою дугою выгнулась бархатная бровь"? Читать все это сплошное удовольствие, но переводить на экран - бесплодные усилия любви. Что и доказывает фильм Бортко.

Получилась история про вздорного вояку-старика, националиста и буяна, который, разгромив посуду в собственном доме, потащил своих сыновей сначала в безалаберную и вечно пьяную Сечь, а потом в военный поход, где все они и сгинули. Младший, Андрий (Игорь Петренко), как известно, стал на сторону ляхов, влюбившись в прекрасную полячку, и отец сам привел приговор над ним в исполнение - я тебя породил, я тебя и убью. Старший, Остап (Владимир Вдовиченков), был весьма изуверски казнен теми самыми ляхами, что в фильме показано со смаком и хрустом костей - все как у Гоголя, впрочем. А сам Тарас сгорел на костре, перед этим успев криком направить товарищей прямо в Днепр вместе с конями, чтобы они избежали пленения. Видимо, понимая слабость мотивировок, которые гоголевским персонажам не особо нужны, режиссер придумал и ввел в фильм мотив мести за смерть матери (Ада Роговцева). Но эта слабенькая подпорка рушится сразу, поскольку актерам даже какой-то специальной, приличествующей случаю мизансцены не придумали.

Конечно, после выхода картины на экран непременно развернутся словесные баталии о том, вбивают ли пророссийские речи Тараса клин между нашими странами и стоило ли сохранять терпкий антисемитский душок оригинала ("жида Янкеля" играет Сергей Дрейден) в наше политкорректное время. Пустое это дело - спорить о том, что написал юбиляр Николай Васильевич Гоголь, царствие ему небесное. На самом деле главное зло в этом фильме - музыка Игоря Корнелюка. За нее по- ла­гается полная дисквалификация.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера