Архив   Авторы  
Кадр из фильма "Как я провел этим летом". Оператор картины Павел Костомаров удостоился приза Берлинале за лучшую операторскую работу

Медвежья заслуга
Искусство и культураХудожественный дневникКино

Лучшим оператором года, по версии жюри Берлинале, стал Павел Костомаров

 

Казалось бы, Павлу Костомарову не привыкать к наградам. Его режиссерские достижения в документалистике отмечены и критиками ("Белый слон"), и коллегами (премия "Лавр"). Однако мировой кинематограф признал в Костомарове оператора. На прошедшем Берлинском кинофестивале Павел удостоился "Серебряного медведя" за "выдающиеся достижения в области искусства" и операторскую работу. Именно он стоял за камерой на конкурсной картине фестиваля Алексея Попогребского "Как я провел этим летом". Однако за наградой лауреат не явился. Почему? Об этом он рассказал "Итогам".

- В новостях говорили, что вы не поехали в Берлин, потому что нет загранпаспорта. Продюсеры отобрали?

- (Смеется.) Нет, он в ОВИРе лежит. Старый кончился, а процесс получения нового я не форсировал. В Москве было много работы, и Берлинале ушел на задний план. Я ведь никак не рассчитывал на фестивальную награду. Конечно, провожая группу в Берлин, я немного сожалел, что уезжают без меня. Но после того как посмотрел в Интернете ролики с церемонии вручения, напротив, этому обрадовался.

- ?

- Да просто увидел, как Сергея Пускепалиса и Григория Добрыгина, получивших призы за актерскую игру, "расстреливают" на фотосессиях, ставят перед камерами с "медведями" в обнимку, задают тысячу вопросов… Понимаю, что быть публичной персоной - это адский труд. И меня он, признаться, очень напрягает.

- От кого вы узнали о своей победе?

- Я сидел и монтировал очередной материал, не подозревая о том, что происходит на фестивале. О том, что вышел в лауреаты, сообщил мой ассистент по картине Андрей. Причем сам он находился в Питере - весть принесли по телефону друзья-немцы. А потом был шквал звонков и эсэмэсок. В результате у меня сломался телефон, и ответные послания отправлять не могу. Так что не знаю, кого успел отблагодарить, а до кого спасибо так и не дошло. А обмывали мы награду в том же помещении, где печатали берлинскую копию и работали над цветом. С замечательным колористом Кириллом Бобровым и режиссером Попогребским на троих выпили бутылку виски.

- Вы начинали как режиссер-документалист, переквалифицировались в операторы. Документалистика не кормит?

- Искусство вообще не кормит. А начинал я как оператор, учился во ВГИКе именно этому. Режиссером стал случайно. Вообще грань, разделяющая игровое и документальное кино, проходит по линии бюджетов. При этом полнометражные фильмы в России сегодня в отдельных случаях снимать дешевле, чем документальные на Западе. К тому же постепенно стирается и стилистическая граница: очень много больших фильмов стремится к документальной достоверности, и наоборот. Как и в игровом кино, у нас в документалистике есть разделение на арт-хаус и мейнстрим. Свои первые картины я с соавтором Антуаном Каттеном снимал за собственный счет. "Трансформатор" нам обошелся в тысячу долларов, а "Мирная жизнь" - уже в пять-шесть.

- Но как вы все-таки попали в операторы игрового кино?

- Само собой получилось. Дело в том, что в первую очередь хочется быть именно режиссером. А в игровом кино я востребован только как оператор, вот и снимаю документальное. Впрочем, только что удалось снять первую полнометражную игровую картину в соавторстве с еще одним документалистом, Александром Расторгуевым. В этом фильме, который называется "Я тебя люблю", снимались непрофессиональные актеры. Впрочем, должен оговориться: если возникают интересные предложения выступить оператором, я не отказываюсь. В частности, "Как я провел этим летом" - уже вторая наша совместная работа с Лешей Попогребским. Я снимал его "Простые вещи".

- Правда ли, что "Как я провел этим летом" снимался на суперпродвинутую камеру Red? Ее до вас опробовал Тимур Бекмамбетов на фильме "Особо опасен".

- Да, это хорошая цифровая камера. Мы взяли во Франции кучу современной аппаратуры. И в первый же день машина, что везла всю нашу электронику и оптику, ушла под воду, форсируя одну из небольших чукотских речушек. После такого крещения техника не только не умерла, а, напротив, закалилась и все три месяца съемок ни разу "не болела". Хотя условия для работы были непростые - и для аппаратуры, и для людей. Это все будет показано в фильме о фильме - он получается весьма любопытным. Пройдет совсем немного времени, и на такие камеры, что были у нас, начнут снимать все поголовно. Кинопленка доживает свои последние дни.

- А легендарная советская операторская школа?

- Признаться, я не силен по части обобщений. Сам я, например, по образованию ихтиолог, рыбовед. И операторского диплома у меня до сих пор нет. Вообще в кино чаще всего добиваются успеха люди, набравшие некий жизненный опыт в других сферах. В истории ВГИКа совсем немного тех, кто пришел туда со школьной скамьи, на память приходит разве что Лариса Шепитько.

- А в Гильдии кинооператоров вы состоите?

- Нет, не состою. Знаю, что гильдия работает, но меня в нее не приглашали, а сам на рожон не лезу. Это история примерно как с загранпаспортом - нет его, да и черт с ним. Мне нужны солнце, воздух и вода... еда, любовь и многое другое. Гильдия пока не очень. Тем более президент гильдии оператор Игорь Клебанов - бывший мой преподаватель. А я ему диплом так и не сдал. (Смеется.)

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера