Архив   Авторы  
Бургхарт Клаусснер в прославленном фильме Михаэля Ханеке "Белая лента"

Белым по черному
Искусство и культураХудожественный дневникКино

В прокате - "Белая лента", лауреат "Золотой пальмовой ветви"

 

У картины Михаэля Ханеке уже почти полная коллекция высших наград. Главный приз в Канне. Лучший фильм года, по мнению Европейской киноакадемии (там же отметили и сценарий, и режиссуру Ханеке). "Золотой глобус" за лучший иноязычный фильм года. Впереди "Оскар", на который "Белая лента" номинирована не только в резервации фильмов на иностранном языке, но и по разряду лучшей операторской работы (Кристиан Бергер). Это, конечно, давит на психику зрителя. С одной стороны, грех не посмотреть признанный шедевр. С другой - вроде как нет права на разочарование.

А разочароваться можно. Картина Ханеке - вещь в себе. Она медитативна. Чуть-чуть затянута по хронометражу - настолько, чтобы начать ощущать на шее удавку. И при всем профессиональном совершенстве как бы не доделана. Действие происходит в баварской деревне накануне Первой мировой. Замкнутый круг, строгие правила жизни на поверхности и полное нарушение всего этого за едва прикрытыми дверями. Отец растлевает дочь. В пасторском семействе детей воспитывают в столь жестких рамках, что это выглядит не меньшим надругательством. В деревне происходит ряд жестоких происшествий. Кто-то натянул проволоку, и лошадь сбросила доктора. Жена одного из крестьян погибает на лесопилке. Сын местного барона выпорот в лесу неизвестными. Умственно отсталый мальчик ослеплен. Будто кто проклял этот оплот стабильности - протестантскую общину, где должны процветать труд, честность, почитание сословной иерархии и семейные ценности. Рассказ ведет закадровый голос. Это состарившийся школьный учитель пытается разобраться в причинах и следствиях. Он подозревает чинных подростков, певших в его хоре. Но расследование не доводит до конца и комкает финал рассказа. Ну, убили эрцгерцога. Ну, началась война. Ну, потерялись учитель с девушкой Евой на просторах мировой истории. А такой милый роман у них был - единственная теплая нотка на весь фильм.

Автор будто соблазнял и обещал раскрыть тайну, а вместо этого указал на страницу учебника. Недаром многие критики исходят желчью, уверяя, что и раскрывать-то нечего, а все хорошее - плагиат у Бергмана. Действительно, главные слагаемые тут - черно-белый выверенный стиль и неразрешимые вопросы бытия. Чем не Бергман. Сам режиссер в Канне пожал плечами, когда его спросили об этом. Бергман же частный случай, а Ханеке хотел вернуть на экран великое кино ХХ века, замешанное на идеях великой литературы. Кино, которое могло бы помочь человеку если не разобраться в своих сомнениях, то хотя бы назвать эти сомнения по именам. А это сегодня явно "демоде", как выражаются в программе "Снимите это немедленно". Но снимать надо все-таки медленно. И кино тоже. Ханеке десять лет готовился к этой картине, то есть начиная с шоковой "Пианистки". Сейчас его не интересует шок. Он уже знает, что палец покажи - и люди сами на него наденут свои страхи. Похоже, Ханеке в "Белой ленте" замахнулся на другое: он хочет доказать существование Бога, не веря в него.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера