Архив   Авторы  
В новом фильме Андрея Звягинцева бывшую медсестру Елену сыграла Надежда Маркина

Место происшествия
Искусство и культураХудожественный дневникКино

В прокате «Елена» Андрея Звягинцева

 

Звягинцев — уникальный в нашем кино человек. Пришел ниоткуда, из давно заброшенной актерской профессии. Дебют вывел его в режиссеры мирового класса довольно поздно. Но он не стал наращивать количество в ущерб качеству, выпуская картины в удобном для себя ритме. Повысив не только свое мастерство, но и статус в мировой табели о рангах, Звягинцев будто спустился к земле, стал проще в самом лучшем смысле слова. Его новую картину «Елена», отмеченную призом каннской программы «Особый взгляд», хочется рекомендовать даже тем, кому показалась неблизкой слишком стерильная философичность «Возвращения» и «Изгнания».

Бывшая медсестра Елена (Надежда Маркина), родом из достоверного до ужаса окраинного столичного «раёна», живет с пенсионером высшего государственного звена (Андрей Смирнов) из узнаваемого элитного новодела в центре. На ней готовка, уборка, медицинское и сексуальное обслуживание клиента. Но она не бабушка по вызову, она жена. Когда-то у Владимира, не по возрасту увлеченного спортзалом и виагрой, прихватило сердце. И он понял, что выгоднее не платить за визиты приходящей сиделке, а заключить брак. И жить долго и счастливо, как в сказке. Отягчает ситуацию только родня Елены: любимый сын-люмпен, добродушно-тупая и бездумно беременеющая время от времени невестка, обожаемый старший внук, ждущий призыва в армию и похожий на рекрута армии мелкого криминала. Она содержит все это неработающее стадо на свои деньги. Но не чувствует здесь себя униженной: телик, чипсы, пивасик и бабушкины гостинцы — это тепло родного дома. А в доме мужа у нее даже голос деревянный, будто подчеркивает: я здесь для мебели. И это правда. Он благодетель, но по расчету. Единственное его слабое место — выросшая дочь (Елена Лядова), умница, красавица и оторва, переживающая как приключение роман с каким-то деклассированным альфонсом.

Впервые у Звягинцева на экране люди, которых мы все можем встретить на улице. Один по переулку прошуршит мимо шинами на «Бентли», другая, поджав губы, будет смотреть на вас невидящим взглядом в метро, от кого-то можем шарахнуться на всякий случай при встрече, а кто-то вызовет мгновенный приступ тошнотной ненависти, лузгая «семки» на скамейке в парке и горланя по телефону. Москва показана здесь не как город, а как граница миров. Вот ничем хорошим себя не зарекомендовавшая элита, а вот наступающее по всем фронтам звероподобное быдло. Между ними пустота. Когда Елена, совершившая преступление, прибегает в душное, грязное родное гнездо с добычей, «на раёне» вырубается электричество. Этот конец света воспринимается как кара за построенный выморочный мир, лишенный золотой середины — того социального крепежа, который был в достатке даже во времена СССР.

Не хочется выдавать секреты сюжета. Можно добавить только, что зарубежная пресса после Канн писала о фильме в превосходных степенях и давала ему абсолютно жанровое определение: черный триллер. Конечно, стилистика Звягинцева, гипнотизирующего красотой кадра (оператор Михаил Кричман) и выверенностью партитуры фильма (композитор Филип Гласс), предполагает нечто большее, чем просто жанр. Но и тут все классично и просто, без маньеризма предыдущих картин режиссера. Апокалипсис уже в разгаре, полчища варваров заполняют обломки цивилизации, как тараканы. Однако мир по-прежнему может быть прекрасен, потому что все — и рай, и ад — содержится в душе человека. Ему надо только сделать правильный выбор.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера