Архив   Авторы  
Герой Жан-Луи Трентиньяна в фильме «Любовь» должен сделать экзистенциальный выбор

До гробовой доски
Искусство и культураХудожественный дневникКино

В прокате «Любовь» Михаэля Ханеке

 

Фильм Ханеке, награжденный в этом году в Канне «Золотой пальмовой ветвью» (уже вторая у австрийского режиссера, первую он получил за «Белую ленту» в 2009-м), с тем же успехом мог называться «Смерть». Ну или «Жизнь». Или «Болезнь». Или «Долг». Или даже «Мужчина и женщина», как тот, в котором все помнят молодого Жан-Луи Трентиньяна. Здесь же знаменитый актер предстает во всей безжалостности своих восьмидесяти с гаком лет и со всем накопленным профессиональным мастерством. Он отказывался сниматься в кино девять лет — с 2003 года, когда его дочь Мари Трентиньян была зверски избита ее любовником на съемках в Вильнюсе и умерла. Тогда отец и дочь как раз только что снялись вместе в фильме «Дженис и Джон», вместе выступали и с камерным спектаклем по стихам Аполлинера. Удар был такой, что Трентиньян удалился от мира, отказывался от любых предложений, которые, несмотря на возраст, ему поступали и поступают регулярно. К тому же у него возникли серьезные проблемы со зрением… А в Провансе, где он родился, у Трентиньяна несколько гектаров виноградников и винодельческое хозяйство, дающее 20 тысяч бутылок вина в год, так что практической необходимости сниматься не было.

Но Ханеке сделал актеру привлекательное для него предложение. Эмманюэль Рива, партнерша Трентиньяна по фильму, еще старше. Пятьдесят с лишним лет назад она сыграла главную роль в фильме Алена Рене «Хиросима, любовь моя». Теперь актеры играют очень пожилых и вполне благополучных супругов. Зовут их традиционными для всех фильмов Ханеке именами — Жорж и Анна. Буржуазный налаженный быт бывших преподавателей консерватории — с утренним кофе и омлетом, с вечерними концертами и визитами успешных учеников (пианист Александр Таро), с неспешными разговорами и мимолетными ссорами. Волшебная банальность бытия — уже некуда спешить и ценен каждый день. Старосветские помещики в комфортном центре Парижа. Так и ждешь реплик: «Это вы продавили стул, Афанасий Иванович?» — «Ничего, не сердитесь, Пульхерия Ивановна: это я». Только вместо серой кошечки голубь настырно влетает в окно, пророча скорую смерть. Впрочем, чего уж тут пророчить, если уже в первых кадрах фильма — труп и спецназ, вскрывший подозрительно замершую квартиру. Так и бывает: сходили на концерт, послушали Шуберта, ночью Анна проснулась непонятно отчего, а утром выпала из разговора за завтраком, застыв с пустым взглядом. Инсульт, врачи, паралич, просьба к мужу — не оставлять ее в больнице. Жорж обещает и сдерживает обещание. На экране мы увидим в подробностях все неприглядные детали угасания телесного и умственного. Инвалидная коляска, стыдная, не поддающаяся воле физиология — памперсы, испачканные простыни, вывалившаяся изо рта каша… Привычные ко всему сиделки (одну из них играет живущая во Франции наша соотечественница Динара Друкарова). Прагматичная, почти чужая дочь (Изабель Юппер), постепенное отстранение друг от друга, раздражение. Удар по лицу, крик, вой. Обоюдное чувство вины и ощущение ловушки, из которой есть только один выход. И Жорж, которого во сне мучают видения, однажды этим выходом воспользуется. Каким образом — это единственная непредсказуемая и умышленно невнятно исполненная подробность фильма.

Как относиться к этой картине — личное дело каждого. Хотите обрыдаться от жалости к героям, которая, конечно же, является проекцией жалости к себе? На здоровье. Я знаю двух человек, которые в Канне доставили себе это странное удовольствие даже два раза. Хотите застыть от ужаса при виде того страшного и неизбежного, мысль о чем все люди гонят прочь в ежедневной суете? Пожалуйста. После фестивального просмотра зал не аплодировал очевидному кандидату на главный приз, а подавленно молчал. Хотите задуматься про зубную боль в сердце, с которой Гейне сравнил любовь? Ваше дело. Ханеке по сути своей — режиссер-хирург. Но тут он не режет, как обычно, по живому, а устраивает показательное вскрытие в анатомическом театре. Красиво, виртуозно, точно, стерильно. Понятно, что это потрясающее мастерство. Искусство ли это, вот вопрос.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера