Архив   Авторы  

Краткий курс
Искусство и культураХудожественный дневникЧто в итоге

 

Театр, как известно, начинается с вешалки. Между прочим, и кончается он там же... На днях моя коллега поделилась со мной наблюдением, весьма ее развеселившим. После спектакля «Лето и дым» по пьесе Теннесси Уильямса, заняла она очередь за пальто и слышит воркование стоящих впереди девушек, по виду студенток. Одна другую спрашивает: «Тебе кто больше понравился?» Та отвечает, не задумываясь: «Роза. И как актриса, и как человек». Напомню, в пьесе две героини. Альма - нервная, трепетная, духовная, а Роза, мягко говоря, ну прямо-таки совсем наоборот. Через пару дней я оказалась на премьере «Волков и овец» в Театре Армии, мне показалось, что я встретила «тех же девушек», их был полный зал, и свой восторг они не откладывали на потом, а бурно, аплодисментами выражали прямо во время действия.

...Когда в начале девяностых в опустевший за несколько лет партер пришел новый зритель, он ошеломил и старых театралов, и тех, кто взглянул на него со сцены. Наверное, такой же шок испытали артисты в двадцатых. Нет, постперестроечная публика не лузгала семечки, не выкрикивала из зала «Долой!». Она вела себя, я бы сказала, застенчиво, как первоклашки, впервые переступившие школьный порог. Играли тогда все больше классику, еще не освоив ни западный коммерческий репертуар, ни маргинальное российское пространство. «Гамлета», «Чайку» или «Трех сестер» смотрели напряженно, словно детективы, затаив дыхание, следили за тем, кто кого убьет, чем дело окончится. Облегченно или сокрушенно вздыхали, когда обманывались, или горестно шептали соседу: «Я так и знала...» Это напряженное познавание ощущалось в зале почти физически. Публика не реагировала на интерпретацию, она следила за сюжетом, сама себе отвечая на вопрос: «Ху из мистер Гамлет?»

Шло время, и вскоре возжаждали развлечений. Голливудское кино и бродвейские пьесы приучали грезить наяву: «плохой конец заранее отброшен, он должен, должен, должен быть хорошим». Знакомые театральные кассиры подтверждали, что, покупая билеты, их спрашивают: «Плакать не будем? На чернуху не надо. Своей вдоволь». Тут и отечественные сериалы подтянулись, стали набирать обороты и женщины-детективщицы. Родные наши Золушки, как по команде, начали находить принцев, если и не олигархов, то удачливых бизнесменов, не очень долго помаявшись и даже не перебрав свой горох.

Собственно говоря, ничего аморального в этой зрительской тяге не было. Кто бы спорил, что лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным. Ну не хочется публике себя растревоживать, не хочется в душу заглядывать, да еще заставлять ее трудиться. Хочется оттянуться и расслабиться. Слава богу, аншлаги. Тревогу почему-то забили социологи. Почитайте, мол, сочинения школьников. О чем они мечтают. Девочки, о ужас, не хотят быть передовыми ткачихами, а все в путаны метят... Сколько ни выдумывали национальную идею, она, как и положено, родилась не спросясь, одно неосторожное движение и... Имя ее Успех. Успешность, не отложенная на потом, не добытая потом и кровью, трудами праведными. Сегодня, сейчас, сию минуту.

И вот занавес открывается, на сцену выходят «волки» и «овцы». Классика нашего - Островского, известного моралиста. У него и названия-то пьес все чаще поговорки, да и имена персонажей со смыслом, чтобы не перепутали, кто плох, кто хорош. Надо было слышать, как ликовал зрительный зал, когда бедная приживалка, ханжа и лицемерка Глафира обвела вокруг пальца и окрутила-таки пожилого богатого господина. Восторг одобрения отнюдь не относился к достоинствам актрисы, а адресовался исключительно героине, установившей рекорд прямо на наших глазах, в режиме онлайн. Думаю, такой эффект постановщик спектакля Борис Морозов не программировал. Однако театр - это то место, где все и всегда происходит только здесь и сейчас. Потому и зовется зеркалом, на которое неча пенять. Нашим предкам там виделись рожи, и они иной раз обижались. Наши современники, похоже, премного собой довольны.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера