Архив   Авторы  

В лабиринтах «Кинотавра»
Искусство и культураХудожественный дневникЧто в итоге

 

Всю весну коллеги вкрадчиво спрашивали по телефону: а что ты уже видела? Правда, что новый Серебренников совсем непохож на себя, и действительно ли Учитель снял «про это»? Речь шла о программе будущего «Кинотавра», первыми зрителями и первыми судьями которой является отборочная комиссия. Однако, как ни тянули меня за язык, я молчала. У нас, отборщиков, есть обязательство не давать оценку фильмам до конкурса. Ей-богу, еще несколько лет назад к национальному фестивалю относились куда равнодушнее. Главное - кого отобрали в Канн. А уж с Сочи разберемся потом, когда придем на пляж и пролистаем каталог. Но ситуация и в нашем кино, и в отношении к нему меняется на глазах. Фильмов снимается все больше, качество в целом растет, и фестиваль становится не пустой декларацией того, что российское кино живо, а одним из главных инструментов возрождающейся киноиндустрии.

В этом году на участие в основном конкурсе было подано более шестидесяти заявок, в то время как в довольно плотном расписании «Кинотавра» есть только пятнадцать позиций. Это серьезная конкуренция и даже конфликтная ситуация - ведь никто из продюсеров и режиссеров не готов к отказу. Еще совсем недавно проблемы выбора у фестиваля, в сущности, не было. Как не было и жгучего профессионального интереса в кинематографической среде к его программе, в которую просто попадали все нестыдные (впрочем, иногда и стыдные) картины, сделанные за год. Их авторы точно знали, что при любом раскладе в июне поедут в Сочи, где каждый получит свои 15 минут славы - если не в кинозале или на церемонии закрытия, так на «красной дорожке» или на набережной при встрече с отдыхающими. Возможно, «Кинотавр» той, прежней, выделки был маленьким раем, где на одном пятачке умещались дом культуры, санаторий ВЦСПС и ярмарка тщеславия. Рай этот был, конечно, обычной халявой, праздником на обломках советской эпохи.

Новому менеджменту, который появился три года назад вместе с новыми владельцами фестиваля, Александром Роднянским и Игорем Толстуновым, далеко не с первого раза удалось развернуть фестивальную махину - сила инерции была очень велика. Только в этом году в кино произошел наконец не только количественный, но и качественный сдвиг, которого все так долго ждали. Пришли новые авторы и продюсеры. А у кинопроизводства появились инвесторы, готовые вкладывать деньги не только в беспроигрышные коммерческие проекты, но и рисковать с арт-хаусом. Им нужен совсем другой фестиваль - рабочий, влияющий на конъюнктуру рынка, открывающий новые имена. Поэтому из пятнадцати картин нынешнего конкурса шесть - первые режиссерские работы и три - вторые, что в мировой практике тоже считается дебютом. Это половина конкурсных фильмов.

Сегодняшние дебютанты явно чувствуют себя в профессии свободнее, чем их коллеги, прошедшие через малокартинье 90-х. Один поехал на Кубу делать фильм про кубинцев. Другой отправился на Шпицберген снимать антиутопию. Третий превратил Питер в костюмированный ад. Это здорово. Но практически все снимают арт-хаус. В общем-то в этом году впервые можно было сделать на «Кинотавре» чисто арт-хаусную программу - такую, чтобы критикам не расслабиться. В конкурсе есть даже самая модная фестивальная фишка - неигровой полнометражный фильм Виталия Манского «Девственность». Все это высоко ценится в любых фестивальных программах, недаром фильмы Игоря Волошина («Нирвана») и Бакура Бакурадзе («Шультес») сразу заинтересовали отборщиков Берлина и Канна. Но все же у «Кинотавра» концепция отбора иная: в идеале здесь надо представить панораму российского кино во всем разнообразии жанров. И тут обнаруживается самая слабая позиция нашего кинопроизводства. Нет качественного зрительского кино - такого, чтобы было и умным, и современным, и понятным, и душевным, и хорошо придуманным. Но при этом без глобальных метафор и затейливой игры со стилем. Если и нужно гнать какую-нибудь «новую волну» в кино, так именно эту. А остальное само прорастет.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера