Архив   Авторы  

Что в итоге
Искусство и культураХудожественный дневникЧто в итоге

 

Существуют ли на Западе четко сформулированные ожидания, связанные с российским кино? Чаще всего на этот вопрос получаешь отрицательный ответ. И все-таки: что надо такое снять, чтобы картина из России оказалась в конкурсе Канна, Венеции или Берлина? Хотя отборщики отвергают какую-либо конъюнктурность подхода к нашему кино, видно, что неписаные правила есть. И первое из них - Россия не должна представать на экране обыкновенной страной. В ней должна быть пресловутая "загадка души" и еще более пресловутая "чернушность" бытия. Но главное - Запад хочет от России социально-критических картин на актуальную тему. Коррупция во власти, нефтяные деньги, горячие точки - то, чем мы сами сыты по горло. Я слышала поразительную вещь: вот, мол, даже коммерчески-патриотическая "9 рота" вполне могла бы стать фестивальным кино, если бы в ней была сцена расстрела нашими солдатами местных мирных жителей.

Все понимают, что попадание в тот или иной конкурс, каким бы престижным он ни был, - это лотерея не только для наших режиссеров. Фестивальная мода накатывает и откатывает, как волны. И не попадание в эту волну совсем не означает, что фильм плохой. Однако странное дело, если в целом мы все-таки склонны болеть за наших, то, переходя на личности, часто начинаем болеть против своих. В Каннский конкурс никого не взяли - бой проигран, но так им и надо, снимают ерунду всякую. "Пленный" отмечен в Карловых Варах - да, победа, но локальная, замнем для ясности. "Юрьев день" будет соревноваться в открывающемся на этой неделе конкурсе в Локарно - что ж, хорошо, но в Венецию-то не взяли. Едва сошедший с монтажного стола "Бумажный солдат" Алексея Германа-младшего попал в Венецианский конкурс - тут же ехидно пишем, что Герман пытается взять Венецию с третьей попытки. "Дикое поле" отправится туда же в программу "Горизонты" - ну да, живем в диком поле.

При этом, наблюдая, как программа "Кинотавра" постепенно разлетается по миру, занятно видеть, что колода из одних и тех же фильмов тасуется совершенно иначе, чем это было в Сочи. В козыри выходят те картины, которые отечественная журналистика сочла своим долгом "опустить" с особым пристрастием. Алексей Учитель, например, не выдержав явного неприятия, которое вызвал его фильм "Пленный", практически бежал из Сочи в день закрытия. И буквально через месяц спокойно получил вполне заслуженный приз за режиссуру в Чехии. Зато наше кинотавровское жюри даже не собиралось обсуждать эту работу. Они ее вычеркнули как заведомо неконкурентную. А ведь диапазон призов достаточно широк. И если в узком киношном кругу, где все дружат друг против друга, держа камень за пазухой, могут возникнуть личные препятствия для профессиональной оценки заслуг того или иного автора, то любая хорошая картина хороша не только режиссурой, но и работой оператора, актеров, сценариста, композитора etc. Однако нет: лучше поступить как Стенька Разин - так не доставайся же ты никому.

Или тот же "Юрьев день" Кирилла Серебренникова - личности слишком яркой, чтобы ей можно было простить талант и успех. Его новая картина, столь отличная от предыдущей "Изображая жертву", - это некий рывок из хорошо освоенного болота частностей в столь долгожданное обобщение. С ним можно соглашаться или спорить. Идея, сюжет или способ их подачи на экране всегда оцениваются, исходя из личных вкусов и пристрастий. Но уж отказывать этому фильму в давно забытом качестве "кино большой темы и большого стиля" просто глупо. На самом деле не важно, получит ли он приз в Локарно, главное, что фильм состоялся. Ведь в конце концов какая нам разница, кто и чем руководствуется, для того чтобы российская картина прозвучала на крупном фестивале? Возможно, с чужой подсказки мы сможем увидеть этот фильм другими глазами

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера