Архив   Авторы  

Кино под кирпичом
Искусство и культураХудожественный дневникЧто в итоге

 

Госфильмофонду, главному российскому киноархиву, исполнилось 60 лет. Отметили круглую дату вводом в строй нового фильмохранилища, где будут размещены фильмы, переводимые на "цифру". По этому поводу такие мэтры нашего кино, как Эльдар Рязанов и Никита Михалков, приехали в подмосковные Белые Столбы и лично перенесли копии своих картин в "цифровой блок". А потом все выпили за то, чтобы над архивом никогда не капало. В самом широком смысле слова.

Дело в том, что в последние годы это тишайшее место превратилось в поле битвы. Бой идет за чистоту. На гербе Белых Столбов есть и такой!  изображены две березки, одна кинопленка, три кирпича и два геологических молотка. К березам и молоткам претензий нет они кино не забивают. Зато кирпичи норовят прихлопнуть архив. Кирпичный заводик стоит здесь больше века, но раньше он знал свое место. А несколько лет назад вдруг начал расти, превращаясь в крупное производство. На возмущенные крики общественности отвечают: ничего с вашей пленкой не случится, из наших труб будет идти не дым, а амброзия. К заводу присоединилась другая стройка века. Под звучным словом "логистика" скрывается крупная оптовая база. Снова общественность возопила: горючие материалы, пожар, катастрофа. И опять ее успокаивают тем, что пожар это плод воображения, зато появятся новые рабочие места для жителей области.

Можно подумать, мало у нас пустырей для создания рабочих мест. И что много у нас госфильмофондов, так что риск невелик. Но вот для примера про пожары. Огонь, вспыхнувший в хранилище студии "Грузия-фильм", уничтожил 90 процентов хранившихся там киноматериалов: погибли оригинальная фонограмма "Покаяния" Тенгиза Абуладзе и весь исходный материал "Легенды о Сурамской крепости" Сергея Параджанова. Какая удача, что Госфильмофонд все эти годы не шел на поводу у популистов и не отдал Грузии более шестисот оригиналов картин тогда потеря для грузинского кино была бы невосполнима.

Первое здание будущей синематеки недаром построили подальше от Москвы. Капризная кинопленка начинает гнить и сохнуть от любого чиха. Когда после войны на юный архив обрушился вал трофейного кино, ему придали государственный статус (от 1948 года и отсчитывается юбилей), который долгие годы позволял бороться с наступлением промзоны. Место-то лакомое и железная дорога, и аэропорт, да и вся инфраструктура Москвы под боком. Нет только психушки, о которой пел Галич: на самом деле, чтобы "на братана и на психов поглядеть", надо ехать на другую станцию Столбовая. Впрочем, безумных планов хватало. В советские годы здесь пытались пристроить асфальтобетонный, мусоросжигательный и пивной заводы, производство по выделке шкур, базу по санобработке железнодорожных вагонов и даже свалку. Но стоило кинематографистам обратиться к властям, как тут же все эти проекты отменяли. Говорят, тогда даже траектория полетов самолетов в Домодедово корректировалась так, чтобы они не пролетали над заповедной территорией.

Зато после перестройки на сладкий каравай госархива кто только не разевал рот: отделившиеся союзные республики, киностудии, телеканалы и отдельные авторы. Власть тоже вела себя как подгулявший купчик. С одной стороны, в 1993 году Госфильмофонд был включен в государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. С другой под влиянием ТВ-лоббистов Ельцин был готов подписать указ о передаче самой синематеке права собственности на всю ее коллекцию. К счастью, руководят архивом люди бескомпромиссные. Они знают, что фонды при любой смене государственной вывески должны оставаться госсобственностью особого назначения. Госфильмофонд как Третьяковка, Эрмитаж или бывшая Ленинка. С одним отличием. В него может попасть каждый. Почти все, что показывают по телевизору, это его фонды, сохраненные для нас.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера