Архив   Авторы  

Лес за деревьями
Искусство и культураХудожественный дневникЧто в итоге

 

Умеем ли мы пользоваться свободой выбора и готовы ли разглядеть за деревьями лес? Вот ключевой вопрос современности. Увы, как ни обидно сознавать, это не стереотипы вторгаются в свободное пространство нашего сознания, а совсем наоборот - сознание так и тянется к тому, что благодаря финансовым вливаниям и мощным пиар-ресурсам и так заполняет все вокруг. Вот, скажем, блогеры. Их популярностью среди народа все время укоряют журналистов из печатной прессы: мол, они куда свободнее в своем выборе тем и суждениях, а потому простые зрители к ним прислушиваются.

Я читаю блоги, пытаясь понять, кто сейчас ходит в кино и обсуждает его. Что эти люди смотрят и зачем. Среди них, насколько мне известно, есть и деятели новой киножурналистики, пытающиеся создавать общественное мнение, и молодые режиссеры, мечтающие пробиться на экран со своими творениями. Все они постоянно сетуют на то, что в прокате тотально идет всякая ерунда - голливудские блокбастеры и новый российский мейнстрим. В промежутках так же дружно нападают на иное русское кино, имевшее наглость вызвать резонанс на фестивалях, - вроде "Юрьева дня", "Пленного" и "Бумажного солдата". Все остальное пропускают. Можно подумать, что у киноманов сегодня нет выбора в темах и фильмах. Ежедневная киноафиша далеко не так скудна и однообразна, как можно представить по киноблогам. Но их авторы почему-то предпочитают ходить проторенными тропами и обсасывать прокатные шлягеры, будто им, как при "совке", кто-то навязывает "генеральную линию".

А между тем в Москве осенью проходят хорошие фестивали, на которых можно увидеть то, что выведет за круг привычных тем. Только закончился "Амфест" ("Новые образы Америки"), где показали образцы неголливудского, а иногда и голливудского кино, которое переставляет акценты в нашем представлении об американском кинематографе, как тут же открылся "2morrow" ("Завтра"), где просто глаза разбегались. Там были представлены фильмы Гая Мэддина, Такаси Миике, Петра Зеленки, Бента Хамера, Валерии Гай Германики, Мишеля Уэльбека, Лорана Канте, Миядзаки и куча всякого непонятного кино, которое легко оборачивается как откровением, так и профанацией, но все равно интересно. Что характерно, эти фестивали делают люди, от которых Московский международный почему-то постарался избавиться. "Амфест" собирает бывший программный директор Кирилл Разлогов, а "Завтра" - бывший руководитель службы переводов и отборщик Алексей Медведев. Видно, что их идеи могли бы здорово помочь ММКФ укрепить свои позиции, сделать программу более осмысленной и привлечь таким образом тех зрителей, кто хочет открывать для себя новое, а не стоять в очереди за общедоступным. Но при упоминании зрителей тут же хочется прикусить язык.

Вот фрагмент переписки в одном из блогов. Один лениво спрашивает: "А там небось толпы на "Амфесте"? Я сегодня думал пойти, но я смотрю на свой телик, потом за окно, и не знаю, что выбрать". Хозяин журнала отвечает: "Не, чувак, там все свои. И кстати на полу пока никто не сидел".

Очень странно, но действительно, на этих фестивалях, несмотря на то что публика, купившая билеты, пополняется аккредитованными журналистами, всегда можно найти место в зале. Если всерьез принимать так называемое общественное мнение, полное брюзжания по поводу навязываемого прокатчиками кино, то недолго и поверить, что все просто ломанутся посмотреть наконец что-то, отличное от опостылевшего всем потока. Что пресса, блоги и Живой Журнал будут, к примеру, переполнены впечатлениями от показов американской "новой волны" Mumblecore (бормотание) - явления не только модного и занятного, но и плодотворного. Ему уже лет пять. Однако его впервые предъявили нашему зрителю именно на "Амфесте", дав этой программой прекрасный повод удовлетворить законное любопытство, получить удовольствие и главное - поспорить на актуальную тему. То ли это прекрасный выход из финансового ступора и идеологического тупика: снимайте кино дешевое, импровизационное, говорящее языком улицы - так, чтобы обычная жизнь выплескивалась на экран и находила сочувствующих ей зрителей. То ли наоборот: эти полупрофессиональные образчики хоумвидео, подделки под документальное кино и экранные варианты того же Живого Журнала всего лишь пытаются развести как можно жиже то, чем славен великий Джон Кассаветис.

Но, похоже, ничего этого в пространстве блогов никто не обсуждал. Свобода выбора и здесь оборачивается стадным инстинктом. Сначала блогосфера целых три месяца топталась вокруг бекмамбетовского фильма "Особо опасен", столько же - вокруг новой части бэтменовской эпопеи "Темный рыцарь". Не успел выйти "Адмирал", его тоже облепили как мухи. Тем временем подтянулся новый Бонд, которого как раз до "Обитаемого острова" наверняка хватит. Грустно, господа.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера