Архив   Авторы  

Писатели пишут
Искусство и культураХудожественный дневникЧто в итоге

 

Петербургское издательство "Лимбус Пресс" готовит к изданию новый учебник словесности, который будет написан современными литераторами. Поучаствовать в этом благом начинании уже согласились Андрей Битов, Дмитрий Быков, Александр Кабаков, Павел Крусанов, Захар Прилепин, Ольга Славникова, Владимир Шаров, Елена Шварц и другие... Учебник вряд ли будет одобрен ведомством Андрея Фурсенко. Не потому что поборник ЕГЭ - враг высокой эссеистики. А потому что учебником это собрание пестрых глав можно будет назвать лишь с натяжкой. Ведь каждый автор выберет себе героя среди русских писателей XIX-XX веков и напишет о нем в свободной манере.

Готов побиться об заклад, что Шаров станет писать о Платонове, Быков возьмется за Пастернака. Интересно, как поделят между собой Набокова равно почитающие его Андрей Битов и Ольга Славникова? Но это к слову. Другое интересно. Какое будущее у этого собрания? Задача конкурировать с образовательным стандартом не ставится. Речь идет о приятном дополнении к нему, хотя люди осведомленные намекают, что книжица призвана разбавить "сухой стиль изложения" ныне существующих учебников… Тут вспоминается история, якобы случившаяся с лингвистом Романом Якобсоном. Его спросили, почему он выступает против присвоения Набокову статуса члена британской академии, хотя Набоков крупный писатель. Ответ был такой: "Слон тоже крупное животное, но мы же не присвоим ему за это докторскую степень по биологии".

Нет, нет, я многих из перечисленных авторов люблю. Допускаю даже, что писательский учебник сам станет шедевром, а когда-нибудь и библиографической редкостью. Сожалею как раз о том, что такое сочинение обречено лишь "разбавлять сухой стиль". Реально конкурировать с общепринятыми пособиями писатели не могут. Это не в их компетенции и намерениях.

А конкуренция крайне необходима. Мы живем в эпоху еще более нелитературную, чем эпоха Вольтера. Эпоху литературофобии и воинствующего антиинтеллектуализма. Литературная классика выброшена из культурного пространства, где царствуют имиджмейкерство, клиповое сознание и потребительские ценности. В самом деле, как давать экранизацию антимещанских новелл Чехова, разбавляя ее рекламой очередных не то гольфиков, не то гульфиков? И как объяснить школьнику с его наивным восприятием, зачем нам при нашей жизни нужна литература. На кой она ляд? Она же выглядит сегодня как марсианские хроники или шумерские тексты.

Хороший учебник между тем нужен. Как вариант - концептуальное пособие с системой продуманных рамочных понятий. Не "про шо" книга, не про плохих и хороших парней. А о том, что есть преемственность литературная? Осуществляется ли она всегда в порядке прямой инициации ("старик Державин нас заметил") или эстафета чаще передается через поколение? Что является материалом литературы - внутренний опыт, социальная реальность, прием и словесная конструкция?

Но учебник, может быть, и о другом. О том, почему в России литература брала на себя огромную ношу, становясь и местом для политических дискуссий (в отсутствие парламента), и проповедью (в присутствии партикулярнейшего Синода), и ретортой для философских концепций? Почему за Толстым шли как за мессией, за Твардовским и Шукшиным - нет, а за Высоцким снова да? Почему литература упорно не желала становиться беллетристикой, а потом, в эпоху "умных беллетристов" для миддл-класса и "тетенькиной прозы" для бывших интеллигентов, взяла да и впала в летаргию? Напишут ли вот об этом писатели? Что-то не верится.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера