Архив   Авторы  

Театральный наезд
Искусство и культураХудожественный дневникЧто в итоге

 

Позвали меня тут как-то на радио. В передаче участвовали режиссер, актер и я, человек из зала, хоть и критик. Страшно жаловались деятели театра на публику, мол, хамская она стала какая-то. И телефоны у них во время спектакля звонят, и уходят во время действия, и на сцену - святое ведь место - выскакивают, цветы вручая. Случаи из жизни, один другого страшнее рассказывали. Вот, например, что пришлось пережить Лии Ахеджаковой. Приехала она на гастроли с антрепризным спектаклем, а устроители в этот вечер фуршет организовали, бесплатно спиртное наливали. Ну, народ и распоясался, в фойе то и дело бегал подкрепиться, по мобильникам громко говорил. Ужас, одним словом.

Ахеджакову, конечно, жалко, тут и говорить не о чем. А спросить все равно хочется. Она что, не знала, куда едет, с чем дело имеет? Там ведь еще до спектакля гульба шла, отказаться вполне можно было. Или еще случай, давний, правда. На свадьбе одного столичного депутата решили соригинальничать, показать гостям спектакль. "Женитьбу" Гоголя в Театре им. Маяковского как раз играли, ее и доставили новобрачным со всеми народными и заслуженными артистами. И ведь согласились господа художники, хоть и роптали потом на неуважительное отношение к святому искусству. Но откуда ему взяться, уважению, ежели вы так легко, не пойми куда едете, за хорошим гонораром потянувшись. О каком искусстве речь? И кто тут прежде всего виноват?

Давным-давно еще Пушкин писал, что именно публика образует драматические таланты. Она и виновата во всем. Покупает билеты, приходит в зал и по-хозяйски диктует свои условия игры. Пушкин, понятное дело, классик, авторитет, ему все верят, и я в том числе. Да и как тут не верить, не раз наблюдала, как от зрительских аплодисментов "расходился" артист, наддавал жару, старался понравиться. В одном спектакле, в другом, в третьем, а там, глядишь, и становился Актер Актерычем, фальшивым насквозь. Или вот говорят - публика у нас теперь требует только развлечений. И театры им в ответ стараются, комедии наяривают, звезд созывают, чтоб кассу сделать. То есть каков спрос, таково и предложение. Еще одно известное утверждение, вроде бы абсолютно верное. Но тут захотелось мне с Пушкиным поспорить, публику защитить. Звучит, может быть, слишком вызывающе, но это ведь ваше, мастера-создатели, предложение формирует зрительский вкус, это вы развращаете публику своими шутками юмора, на скорую руку слепленными, это ваше попустительство разрешает хамство и панибратство. Вы сами установили эти простые взаимоотношения: деньги - товар - деньги. Чего мы требуем от публики, когда я лично видела на одном из фестивалей "Золотой маски", как уходил со спектакля во время действия один очень известный артист, член жюри. Уходил по проходу неторопливо, демонстративно здороваясь (или прощаясь) со знакомыми в зале.

И знаете что? Там, где публике предлагается серьезный и уважительный разговор, она замечательная. Однажды, сдавая в "Мастерской Петра Фоменко" пальто, увидела лежащий на барьере сборник стихов Бродского, гардеробщик в перерыве читал. И неудивительно, что именно в этом театре народ идет на пятичасового "Улисса", смотрит внимательно и расходится, обсуждая. В РАМТе полтора года идет "Берег утопии", из трех спектаклей состоящий. На целый день публика приходит, с 12 утра до 10 вечера. О Герцене с Огаревым там речь ведут. В театре Сергея Женовача молодые люди, раскрыв глаза, слушают, впускают в себя сентиментального и абсолютно несовременного Диккенса. В питерской Александринке, где одни только капельдинеры достойны отдельного описания, не достать билетов не на бойкую забаву, а на житие святой Ксении Петербургской. Выходит, если не считать публику дурой, уважительно с ней общаться, тогда и она к тебе лицом (умным и симпатичным) повернется. Так, может, и в самом деле не прав Пушкин, как думаете?

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера