Архив   Авторы  

Через витражи времени
Искусство и культураХудожественный дневникЧто в итоге

 

Премия "Книга года", или "книжный "Оскар", как иногда скромно у нас ее называют, вручена... тележурналисту. Обладателем Гран-при стал Леонид Парфенов с книжной версией проекта "Намедни. Наша эра. 1961–1970, 1971–1980". Что тут скажешь? Можно изречь банальность: ­тиви-арт, мало того что потеснил словесность на задворки общественного интереса, так еще и привил ей свою стилистику - глянцеватую, лихорадочную: голосуй, а то проиграешь, говори, пока дают микрофон... Ведь фактически "Намедни" - это беллетризация удачного и, вне всякого сомнения, талантливого ТВ-проекта. Что "Книгой года" признан продукт, производный от оригинального, уже никого не удивляет. Но только ли пропитывание литературы стилистикой таблоида - причина высокой оценки? Разумеется, нет. Дело в том, что "Намедни" - подлинное путешествие во времени. На экране мигает и светится советская эпоха, аккуратно нарезанная на жирные, лоснящиеся ломтики кадров. В этих кадрах и полет Гагарина, и КВН с "Голубым огоньком", и вожделенный финский сервелат. В общем, старые песни о главном, переведенные в телеформат и как бы "спетые" там по правилам визуального жанра. Призвав зрителя к застолью, Парфенов создал культовый телепродукт. Как говорится, угадал тренд. А тренд заключался в новой волне интереса пресыщенной публики к своему историческому прошлому. Но так уж вышло, что история в России горячит кровь и разум. Вот и сейчас одни призывают посыпать голову пеплом, каяться за неправедный исторический выбор и возвести в классики Чаадаева вместо Маркса (снова фетиш, но с переменой знака). Другие пытаются поставить заслон историческим фальсификациям. Какой заслон, когда фальсификация - это плоть и кровь истории? Вспомним, что летописи переписывались заново при каждом новом князе. Вспомним про "Константинов дар", про две версии договора об объединении Украины с Россией, про закрытые архивы советской и английской разведок. Вспомним знаменитую фразу Бисмарка о том, что битву при Садовой выиграл школьный учитель. Могу лично засвидетельствовать и такой факт. В современных немецких школьных учебниках черным по белому написано, что Дрезден бомбили, ровняя с землей культурные памятники, не американцы и англичане, а... русские. Ну да, фальсификация. А вы как думали? Как раз попытки построить исчерпывающую объяснительную модель истории в ХХ веке не удалась. Не оправдала себя теория общественных формаций, выдвинутая марксизмом. Но провалилась и либеральная версия конца истории и рыночного благоденствия. После развитого капитализма маятник истории, похоже, стремительно движется назад, к денежному феодализму и новой сословности, а не к светлому земному раю.

Споры кипят нешуточные, на этом фоне парфеновское творение вполне невинно. Оно не ставит невыполнимых задач. В нем нет или почти нет идеологических штампов. Парфенов окунает зрителя с головой в бульон времени, деталь за деталью реконструируя его атмосферу. Когда смотришь парфеновские витражи времен - с "Лебединым озером" и танками, Матиасом Рустом и вырубкой виноградников, - понимаешь больше, чем при чтении учебника. Если искать аналоги в закромах исторической науки, парфеновский взгляд напоминает французскую школу "Анналов". Ее патриархи, Марк Блок и Люсьен Февр, с успехом заменили историю как процесс (с неизбежной тенденциозностью любой объясняющей модели) на историю как набор проблем. Например: мог ли Рабле быть атеистом? И ввели в науку распространенное ныне понятие "менталитет". В их трудах дела давно минувших дней заиграли стеклышками калейдоскопа. Быт и нравы, извольте откушать! Так и у Парфенова, но в более популярном жанре. Впрочем, популярность тоже может быть умной.

Правда, сам Парфенов уверяет: "Вы знаете, история - это или наука, или пропаганда". Рискну не согласиться с телемэтром. История чаще всего - это или пропаганда, или искусство. В случае с Парфеновым это скорее второе.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера