Архив   Авторы  

Господа жюриспруденты
Искусство и культураХудожественный дневникЧто в итоге

 

Вскоре жюри "Русского Букера" объявит шестерку финалистов, а в начале декабря - победителя. Увы, в последние (но не только) годы уловить какую-либо закономерность в выборе победителей было проблематично. Лауреатство Михаила Елизарова с его "Библиотекарем" - побочный продукт соперничества с "Большой книгой". Поданный, впрочем, под соусом скандальной ностальгии по советскому. Пипл схавал. Но если лауреатство Елизарова или двумя годами ранее Ольги Славниковой ("2017") можно объяснить хотя бы примитивным "А почему бы и нет?", то победа Александра Иличевского ("Матисс") в позапрошлом году вообще, на мой взгляд, выглядела недоразумением и преступлением против элементарных норм русского языка.

Сказанное не означает, что никогда не награждаются хорошие тексты. Попадают иногда. Иначе это противоречило бы теории вероятности. Но ощущение такое, будто выбор совершается по принципу разбрасываемых костей. Злые языки говорят: это, мол, клановые, поколенческие и прочие разборки виноваты. Возможно. Но лично меня интересуют не периодические "сливы", жареные факты, а отсутствие эстетических критериев - коль скоро господа жюриспруденты вхожи в сферу эстетического. Ясно, что такие понятия, как, например, "добротный", широко употребляемое иными бытописателями премиальных будней, здесь, мягко говоря, недостаточны.

Но, увы, цель сделать концепцию премии понятной оргкомитетом никогда не ставилась. Поэтому критический истеблишмент потчует публику разговорами о "премиальной интриге", а критическая "оппозиция" - рассказами о литературных кланах и шестидесятническом заговоре (например, в связи с известной историей "отречения" Василия Аксенова). Одни требуют признать серьезность премии по умолчанию (Андрей Немзер), другие предпочитают публично в этом сомневаться и громко хлопать дверью, не выходя из состава жюри (критик Никита Елисеев). Но все как один со вкусом и вдохновением вещают о "премиальной гонке". Не то ипподром, не то чертово колесо. Аттракцион.

И это все на фоне заклинаний о том, что премии-де "организуют литературное пространство". Хотя при такой концептуальной невнятице организуют они исключительно жизнь литературной тусовки. Впрочем, нет. Организуют и пространство, но весьма своеобразно. Скажем, "Букер" вольно или невольно способствует расслоению литературы. То есть вместо хорошей и плохой, публицистически окрашенной или ориентированной на поиск художественных новаций - вместо всего этого литература практически поделилась на "премиальную" и "непремиальную".

При этом за бортом остается масса хорошей литературы. Ладно бы это был киногеничный Алексей Иванов (на "Большую книгу" он, между тем, номинировался) или кибер-панк-триповый Пелевин, скандально не победивший в 1997-м с "Чапаевым и Пустотой", - неформат так неформат, дело житейское. Но есть тексты, принадлежащие к современной серьезной большой литературе и обойденные вниманием "Букера". Так, в начале 90-х проглядели талантливый роман Олега Стрижака "Мальчик". Или вот Владимир Шаров. После скандальной истории с "Новым миром", обвинившим писателя в искажении - чего бы вы думали? - да-да, отечественной истории (вы не ослышались, это были коллеги, а не общественность), Шаров пропал из поля зрения господ премиаторов. Неужели и сейчас его проза выглядит "бесчинствующей"? Не знаю. Сегодня у Шарова выходит трехтомник "Избранного". Крупный, оригинальный автор. Но непремиальный. В длинном списке его нет. В очереди за литературными слонами не значится. Жюри 2009 года представительное: тут и искушенный Сергей Гандлевский, и рассудительная Майя Кучерская. А вдруг многолетнее нежелание называть вещи своими именами удастся преодолеть? Уже грядущий шорт-лист покажет, хотят ли господа судьи совершить это интеллектуальное усилие, и в том, что они это могут, сомнений не возникает.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера