Архив   Авторы  

Скифы и мифы
Искусство и культураХудожественный дневникЧто в итоге

 

В центре Нью-Йорка - коловращение. Толпа осаждает кинотеатр Школы визуальных искусств. Нет, дают не голливудские "2012" и "Рождественскую историю". Это русское кино наделало шороху. Два фильма - "Анна Каренина" Сергея Соловьева и "Царь" Павла Лунгина. Свидетельствую: девятая по счету ежегодная Неделя российского кино в Нью-Йорке ознаменовалась серией невиданных прежде аншлагов. И заставила призадуматься в энный раз о судьбах отечественного кино на просторах Оклахомщины.

Разговор этот традиционно носит несколько сюрреалистический характер. Почему? Да потому, что многие до сих пор оперируют фантомами. И главный из них - убеждение, что русское кино может тягаться с Голливудом по части зрелищности и развлекательности. То и дело видишь и слышишь, как очередной Манилов меряется фильмами с американской "фабрикой грез". Ребята, не надо гнаться на велосипеде за локомотивом. Давайте лучше попытаемся определить, как наше кино может прокатываться в Штатах. А другими словами, размеры той ниши, которая для него там существует и которую пора уже целенаправленно отвоевывать у других "не местных" кинематографий - французских, китайских и прочих шведских.

Ниша эта называется артхаус. Это, конечно, не Клондайк, но Америку не переделаешь, она давно и, кажется, фатально страдает идиосинкразией к иностранному фильму с субтитрами. Но есть америкосы поумнее, пообразованнее и потоньше - этих не пугают субтитры, незнакомые реалии и замедленный темп действия, которые абсолютно чужды клиповому сознанию зрительской массы. Именно они, студенты, интеллектуалы, любители изящных искусств, культурная элита и, конечно же, родные русскоязычные эмигранты, составляют потенциальную аудиторию русского кино в Америке. Но глубину ниши мы пока не знаем, потому что никто целенаправленно не занимается продвижением нашего кино. Время от времени, в среднем раз в пять лет, какой-нибудь удачный отечественный фильм, как комета, пронесется над Штатами и сгорит тут же в верхних, артхаусных слоях проката. По пальцам их пересчитать. "Очи черные" и "Утомленные солнцем" Никиты Михалкова, "Вор" Павла Чухрая, "Ночной дозор" Тимура Бекмамбетова. Но рекорд по сборам в США принадлежит "Русскому ковчегу" Александра Сокурова - почти три миллиона долларов, для заморского продукта очень даже неплохо.

О русских мифах и их восприятии американцами крутился разговор на беспрецедентном круглом столе, организованном в рамках кинонедели в Нью-Йорке, с которой я начал. Он был уникален, потому что впервые собрал лицом к лицу русских творцов и американских прокатчиков и экспертов. Мнения вбрасывались полярные, от скептического "против голливудского лома нет приема" до осторожно-оптимистического "дорогу осилит идущий". Фигура Бекмамбетова, которую один из участников аттестовал как "прорывную", вызвала оживленную дискуссию. Да, вписался наш парень в Голливуд, собрал в США своим американским дебютом Wanted (по-нашему "Особо опасен") невиданные 134 миллиона долларов, что намного больше, чем коллективные сборы всех российских фильмов здесь за все минувшие годы. Но разве это русский фильм? Нет. Просто наш скиф стал "ихним" ландскнехтом. И можно ли считать послушную мимикрию под голливудский стандарт проявлением культурной экспансии? Но общую ситуацию мозговой штурм все-таки несколько прояснил. Первое - нишу все-таки надо отвоевывать. Второе - требуются местные культуртрегеры русского кино. Третье - государственные структуры России, подключив частный капитал, должны от красивых деклараций перейти к делу и создать в Америке сеть культурных центров. Пока же царит вопиющая нелепость. В Нью-Йорке есть центры культуры всех крупных и даже некрупных стран мира, включая африканские. Но нет центра русской культуры, куда можно прийти посмотреть фильмы и концерты, пообщаться с интересными гостями-соотечественниками и подышать, наконец, родным воздухом.

Поймите меня правильно. Я вовсе не призываю, как в старые недобрые времена, гнать пропагандистскую пургу по поводу наших "правильных" ценностей, которые, мол, надо внедрять в "неправильное" западное сознание. В век свободной конкуренции идей, концептов и стилей желательно играть по правилам, но играть, а не сидеть на скамейке запасных и строить воздушные замки.

Нью-Йорк

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера