Архив   Авторы  

Хранить вечно
Искусство и культураХудожественный дневникЧто в итоге

 

Многие века наши предки молились божественным ликам, даже не подозревая, что это - древнерусское искусство. Что же произойдет, когда наши музеи согласно законопроекту вернут часть своих иконных собраний в приходские церкви? А вот что - иконы снова превратятся в "доски", ценность которых связана не с качеством изображения, а с их прикладными функциями и способностью к чудотворности.

...Всякий путешественник, побывавший в горных монастырях Тироля или посетивший церкви и скуолы Венеции, уверенно скажет, что церковную утварь, иконы, дарохранительницы, алтари, витражи недопустимо выковыривать, словно изюм, из грандиозного живописно-пластического спектакля этих интерьеров. Именно там, на их законном месте, раскрываются исключительные художественные достоинства этих произведений. А вовсе не в унылых музейных залах, где они скучно-равномерно "размазаны" по пыльным стенам. Действительно, здорово, когда музеем выступает практически вся страна - такова Италия. Но, увы, к таким странам Россию не отнесешь. У нас нет подобной массы памятников. Были когда-то, но не сохранились. Говорят, из-за того, что климат у нас плохой, или что сделаны они были из непрочных материалов, или еще что фашисты во всем виноваты. Ерунда! Как будто в других странах обошлось без пожаров, войн и революций.

Вспомните историю случайной находки рублевского "Спаса" в Звенигороде. Прихожане вытирали о него ноги, как о входной коврик. Подавляющее большинство российских шедевров не пережили свое время именно потому, что использовались не по назначению. Их воспринимали как нечто утилитарное и забивали скульптурами гвозди, а в вазах солили огурцы. Либо, напротив, их воспринимали религиозными чудотворными святынями и трогали, касались, обмазывали маслами до тех пор, пока не затирали их живопись до дыр. Наше отличие от итальянцев и французов наглядно проявляется в том, что мы не понимаем нашу жизнь и созданные нами же предметы и пространства с позиции красоты и гармонии. Даже тогда, когда перед нами действительно шедевры. Поэтому мы не пожалели и спалили Москву в 1812 году, взорвали Крещатик и колокольню Иосифо-Волоколамского монастыря в 1941-м и вообще сами своими руками сожгли и разрушили тысячи храмов с иконами, десятки тысяч усадеб с картинами, мебелью и библиотеками...

Единственное место, где наш спонтанный или программный вандализм уступает место эстетическому любованию, - это музей. Здесь мы все как один готовы надеть тапочки, понизить голос и поклониться - словно последним ветеранам - оставшимся в живых красивым предметам. Здесь их лечат реставраторы и пеленают хранители, уберегая от влаги и яркого света. Только в музейной обстановке эти предметы отслаиваются от их исходной социальной или сакральной функции.

Отдать иконы в мир - значит рано или поздно их утратить. Как художественную ценность, как мировое культурное достояние. Следуя логике раздачи предметов культа по их первоначальным "портам приписки", мы рискуем вообще лишиться общенационального отечественного искусства. Буддистам вернем буддийское, коммунистам - коммунистическое, диссидентам – нонконформистское и т. д . Секуляризированное искусство во всех этих и подобных вариантах вновь вернется в исходную зону культа, станет инструментом и аксессуаром какого-то культового ритуала. Все сказанное отнюдь не означает, что следует сохранить в России музейный статус-кво. Трудно найти у нас в стране нечто более отсталое и застойное, чем наши музеи. Здесь требуются срочные и кардинальные преобразования. И если уж на всех перекрестках, к месту и не очень, заявлять о российской самобытной "православной цивилизации", то вдвойне стыдно при этом не строить и даже не проектировать музея древнерусского искусства общемирового масштаба. В сияющих залах такого музея богатство и разнообразие школ, жанров, стилей иконописи убеждало бы внешних и внутренних скептиков куда больше, чем трескучая церковно-государственная риторика. Поэтому хочется крикнуть, обратившись на Кремль: "Господин президент, не раздавайте музеи. Создавайте их. Начните с себя, не поскупитесь - отдайте под экспозицию древнерусского искусства всю кремлевскую крепость". А что? Икон у нас хватит.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера