Архив   Авторы  

Накликают
Искусство и культураХудожественный дневникЧто в итоге

 

На онлайновом энциклопедическом ресурсе Wikipedia опубликовали статью про Агату Кристи, раскрыв концовку ее пьесы «Мышеловка». Общественность встала на уши: мол, как можно разоблачать самое главное, что есть в детективной истории, — финал. С одной стороны, ничего страшного я в этом не вижу. В конце концов, любой нетерпеливый читатель может купить книгу и сразу открыть последнюю страницу. Конечно, это было бы не очень логично, но попадаются и такие книголюбы. Так что если человек собирается читать Агату Кристи, надо ли ему вообще лезть на Wikipedia?

К тому же всем известно, что Wikipedia — плод народного творчества. По сути самодеятельность. Сколько скандалов разгоралось из-за публикации на виртуальных страницах неточной или вовсе ложной информации! Надо иметь в виду: у нас нет никакой гарантии, что насчет детективного финала господа википедисты не пошутили. Или, например, сетевую статью писал просто человек, дочитавший «Мышеловку» до конца.

С другой стороны, если все это не ерническая выходка, то нарушено одно из фундаментальных прав автора. Право на загадку. Как я понимаю, сама Агата Кристи при жизни выступала против журналистов, подробно мусоливших сюжет ее произведений. Да и в кинематографе полно примеров, когда режиссеры всеми силами защищали свои произведения от словоохотливых пересказчиков. Так, в 1960 году на афише фильма Альфреда Хичкока «Психо» по воле самого режиссера было начертано: не раскрывайте тайну содержания. Гораздо позже, в 2005 году канадский классик Дэвид Кроненберг убедительно просил журналистов вообще ничего не сообщать в газетах и журналах о сюжете его картины «Оправданная жестокость».

Однако Интернет не приемлет никаких условностей, ограничений и запретов. Здесь публикуется все. А пользователь, в принципе, сам разберется, какую статью ему открывать, а в какую даже не заглядывать. В этом смысле Всемирная паутина сродни театру. Театр — это живое, отчасти интерактивное действо. Зритель в зале может смотреть в любую точку сцены. В то время как в кино ему навязывают определенное направление взгляда. За нас решают. Режиссер, оператор и монтажер по секундам просчитали, как долго камера, а следовательно, и наш взгляд задержатся на лице героя или груди героини. В театре вы можете смотреть куда вам угодно. Вот и Интернет — это живая интерактивная структура, предоставляющая бесконечную или близкую к таковой свободу выбора.

Лично для меня как для писателя Всемирная паутина — отвлекающий фактор. Я завел себе привычку: с утра пишу, а потом уже лезу в Сеть смотреть, что происходит. И если наперед загляну на какую-нибудь веб-страницу, про работу можно забыть: одна ссылка зацепится за другую, и пошло-поехало, оторваться невозможно. Однако, когда мне нужно проверить какой-нибудь факт, я обращаюсь к Интернету. Вернее посредством Сети консультируюсь с профессионалом. Так было во время работы над «Степными богами». Часть действия романа происходит в Японии, поэтому я был на постоянной связи с человеком, который уже несколько лет живет в Нагасаки. Именно у него я уточнял, стоит ли в таком-то парке такая-то скамейка или Wikipedia наврала. В нем я был уверен. Тогда как анонимным источникам склонен не доверять. Ведь Интернет при всей его свободе — это еще и хаос. А я хаос люблю в строго дозированном и тщательно структурированном виде.

Мне кажется, что через несколько лет Всемирная паутина начнет жить по определенным правилам и законам. Процесс их формирования будет постепенным. Примерно так же закреплялись Правила дорожного движения. Я где-то читал, что в 1907 году во Владивостоке произошло дорожное происшествие: кучер, впервые увидевший на улице авто, бросился прочь, испуганные лошади перевернули экипаж с дамой. Кто виноват, так и не разобрались — ведь машины были в новинку и их движение еще не было регламентировано. После этого инцидента были утверждены первые ПДД. Так будет и с Интернетом. Люди переживут еще несколько сетевых встрясок, и наверняка появится тот, кто напишет хартию или конституцию Интернета. И если бы мне предложили принять участие в создании такого документа, я бы, естественно, ввел пункт, охраняющий права писателя. В том числе и на тайну.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера