Архив   Авторы  

Пойдем в кино?
Искусство и культураХудожественный дневникЧто в итоге

 

Выход на экраны очередной серии «Гарри Поттера» вряд ли может стать поводом для обсуждения достижений современного кинематографа. Однако эта франшиза достаточно показательна как пример функционирования массовой культуры. Конечно, сама периодичность обращения к одной и той же аудитории не является чем-то особенно новым. Аналогичным способом работал еще Александр Дюма-старший, когда после «Трех мушкетеров» писал «Двадцать...», «Десять лет спустя..», которые в свою очередь были всего лишь частью более глобальной франшизы — серии романов об истории Франции. Массовое искусство в некоторых кругах принято излишне демонизировать. Однако масскульт базируется на так называемых вечных истинах. Посмотрите на любое произведение массовых жанров — оно непременно утверждает семейные ценности, говорит о необходимости борьбы со злом и т. п. В наше время это просветительство усилено тем, что кинематограф, изрядно подмявший под себя все прочие виды искусства, вынужден обращаться к подростковой аудитории. Основные посетители кинотеатров страшно помолодели на волне успеха первых «Звездных войн». С этого момента были поставлены на поток картины для детей и юношества, начиная от «Назад в будущее» и заканчивая молодежными комедиями, помогающими подросткам преодолевать пубертатные комплексы. Неудивительно, что «Гарри Поттер» Джоан Ролинг был востребован сначала на книжном, а потом и на кинорынке. Этот сюжет сам по себе уже целая индустрия. Парадокс состоит в том, что мы здесь, в России, постоянно ноем о том, что детское кино умирает без финансирования, что на детское кино нужны государственные средства. А между тем главные коммерческие успехи в мировом кинематографе приходятся как раз на долю фильмов для детей и подростков. Поттериана, конечно, наиболее яркий пример того, как легко и приятно зарабатывать на детях. Единственная проблема у франшизы — взросление и актеров, и героев. Как ни странно, примерно с той же проблемой столкнулся и Никита Сергеевич Михалков, когда взялся за продолжение «Утомленных солнцем». Остановить мгновенье не удается даже в кино.

Конечно, «Утомленные солнцем» тоже франшиза. Все помнят, что первая картина принесла «Оскара». Но в случае с «Предстоянием» Михалков впервые как художник вышел за пределы точного расчета. И за это поплатился. Я сам, грешен, писал, что Никита Сергеевич не станет великим художником, потому что никогда не сделает чего-то безумного. Я ошибался. Михалков нанес пощечину общественному вкусу и вместо повтора создал произведение, которому место на биеннале современного искусства, рядом с произведениями Дмитрия Александровича Пригова, с целующимися милиционерами и лающим художником Куликом. А его засунули в статусный конкурс Каннского фестиваля, где идет игра по определенным правилам. Насколько я знаю, во второй части он вернется к традиционной драматургии. Так что пока об успехе или неуспехе говорить рано.

Но от наших франшиз до мировых дистанция огромного размера. Ближе всего к глобальному успеху подошел Тимур Бекмамбетов со своими «Дозорами», которые дали ему входной билет на работу в Америке. Там он сделал «Особо опасен», получил две номинации на «Оскара» и новую работу. Возвращаясь к «Гарри Поттеру», хочу заметить, что и Ролинг изначально не писала глобальную франшизу. Ее книга была плотью от плоти викторианской английской литературы. Став транснациональным проектом, Гарри Поттер потерял большую часть своей национальной идентичности. Так и нашему кино суждено стать частью глобального кинематографа, только если оно потеряет свою изначальную русскость. Но пример французского кино доказывает, что потеря идентичности не такая уж легкая и простая вещь... Кроме того, мы не работаем с популярными жанрами. Мифология, за которую мы постоянно хватаемся, — война. Но люди не хотят смотреть кино про войну. Поэтому та волна картин, которые в рамках госзаказа сейчас планируются к производству, обречена, по моему глубокому убеждению, на коммерческий провал. А значит, не видать нам франшиз, популярных хотя бы в собственной стране.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера