Архив   Авторы  

Особенности национального искусства
Искусство и культураХудожественный дневникЧто в итоге

 

Английский художник Бэнкси, прославившийся серией скандальных уличных граффити и громких выставок, решил помочь деньгами российской арт-группе «Война». И собрал для них ни много ни мало 4,5 миллиона рублей… Все от интернет-продажи копий одного из своих рисунков. Активистам «Войны» деньги наверняка пригодятся. Сейчас двое из них ожидают суда по обвинению в асоциальном поведении за перформанс «Дворцовый переворот».

Вообще тот факт, что представитель европейского искусства помог, а тем более деньгами, нашим — скорее исключение из общего правила. Все дело в том, что западные художники отличаются здоровым индивидуализмом. Они реже защищают друг друга — может, оттого, что и поводы выпадают нечасто. Избегают «членства» в каких-либо группах и не вступают в перепалки.

То ли дело у нас. Все наши авторы живут в состоянии перманентной полемики друг с другом. Например, когда был жив Дмитрий Александрович Пригов, я с ним спорил при всякой встрече. Мы с совершенно разных позиций смотрим (в его случае, к сожалению, в прошедшем времени) на то, что происходит в арт-мире, проповедуем совершенно разные ценности.

Все дело в том, что в пространстве актуального искусства еще со времен СССР доминировала концепция соц-арта. Его апологеты и идеологи всех остальных размазывали, смешивали и хоронили, не считая за людей. Так рьяно, будто других стилей и направлений не существовало вовсе. А поскольку я как раз был сам по себе и представлял другое искусство, то очень долго оставался объектом третирования.

Однако с распадом Советского Союза, как сказал Андрей Битов, многие творцы потеряли важного соавтора. Нынче это высказывание стало понятно многим. А потому арт-мир стал более разнородным и плюралистичным. Так что жестких конфронтаций уже не случается. К тому же сегодня диктатура референтных групп и активистов отменена еще по одной весьма важной причине. Заработали более цивилизованные механизмы выстраивания отношений. Появились галереи, коллекционеры, журналы — то есть некое подобие арт-рынка. И, к слову, обо мне как о полностью состоявшемся художнике заговорили где-то в 2007 году.

Тогда мои работы попали на западные аукционы, и оказалось, что они стоят безумных денег. Во всяком случае на порядок больше того, что за них платили до этого. Стало хорошим тоном говорить о моей состоятельности, но тогда речь заходит обо мне и как об исключении. Поскольку я как раз никогда ни в какие группы не входил и, как говорится, нигде не состоял. Общаюсь по большей части не с теми, «с кем нужно», а с коллегами по галерее. Но каких-либо «специальных отношений» с другими авторами не поддерживаю.

В то время как в России гораздо легче стать участником большого арт-процесса, объединившись в группировку, команду, стаю, dream team, наконец. Когда ты не один, больше шансов, что тебя обслужит критика. Ведь ты встроен в некую парадигму, достойную того, чтобы о ней говорить и писать. А уж если объединение, в которое ты входишь, успешно в общем, то в частности успешны и отдельные участники. Кроме того, нашему человеку вообще комфортнее жить и творить, ощущая рядом плечо друзей, сподвижников. И западный индивидуализм в этом смысле противостоит нашему соборному, коммунальному духу. Все дело в российском национальном менталитете. Он никак не эволюционирует, оставаясь на досоветском, советском и послесоветском уровне.

Однако, когда появляется некая угроза, весь художественный мир демонстрирует завидную сплоченность. Так было в истории с выставкой «Запретное искусство», когда судили Андрея Ерофеева и Юрия Самодурова. Я согласен далеко не со всем, что они делают, но когда вмешиваются политика, церковь, да еще какие-то фашизоидные элементы начинают диктовать искусству, каким оно должно быть, ничего, кроме возмущения, это не вызывает. Я сам и в суд ходил, и на митинге выступал. Собственно, этот случай стал примером всеобщей арт-солидарности, заставив многих забыть о взаимных претензиях. Мы и «враждуем» не на жизнь, а на смерть, но и, поддерживая, забываем об обидах и идем до конца. Такой вот национальный характер.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера