Архив   Авторы  

Какие люди в Болливуде
Искусство и культураХудожественный дневникЧто в итоге

 

Во время визита в Индию президент РФ Дмитрий Медведев посетил Болливуд и поговорил с индийскими кинематографистами о возможности сотрудничества. По случайному совпадению я незадолго до этого тоже посетил Индию. Но далеко от Мумбаи, где расположен Болливуд, на самом юге, в штате Керала. Там я был членом жюри ФИПРЕССИ на международном и одном из крупнейших в Индии кинофестивалей. С одной стороны, это туристический центр. А с другой — центр левой и коммунистической идеологии. В штате давно у власти коммунисты, которые очень поддерживают кинематограф и ценят его как важнейшее из искусств. Поэтому на открытии и закрытии было по пять-шесть министров, и все они клятвенно обещали, что построят фестивальный дворец. У них с этим та же проблема, что и в Москве, только для ММКФ никто ничего пока не строит.

Я рад, что мне удалось увидеть достаточно актуальное индийское кино. Со зрителем у него проблем нет. Восемь кинотеатров, напоминающих те ангары, которые были у нас в 60-х, на тысячу в лишним мест с утра до ночи были заполнены почти до предела. Национальное кино, как правило, дидактично и основано на местных нравах, традициях и обычаях. Например, жизнеописание религиозного мыслителя о том, как он сеял разумное, доброе, вечное. Или история убийства молодой женщины из простой семьи, в смерти которой оказались повинны местные феодалы, установившие прочный союз с местным руководством компартии. Это как если бы у нас взялись снимать кино о коррупции и об убийстве в Кущевской. Но есть и чисто индийские нюансы: герой, расследовавший это убийство, незаконнорожденный сын одного преступного феодала и сводный брат другого. По стилистике это не Болливуд, потому что там мало песен и плясок. Скорее похоже на соцреализм. Авторы понимают, что культурный уровень аудитории не слишком высок, и разъясняют этой аудитории, что такое хорошо и что такое плохо.

Хотя попадались и картины выдающиеся. В частности, «Туман Козерога», которому мы дали приз ФИПРЕССИ. Это история из жизни местного классика искусства второй половины XIX века Раджи Рави Варма. Фильм очень красивый. Я обязательно возьму его на ММКФ, хотя его могут успеть утащить на другие фестивали. Забавно, что имя режиссера этой картины Ленин Раджендран. Там многих детей называли именами классиков марксизма-ленинизма. И вот в Керале есть не только Ленины, но и Сталины, причем это обиходные имена.

Думаю, главный кинорецепт, который был интересен президенту в Болливуде, это живое существование кинематографа. В кино ходят не только подростки. Не только обеспеченные граждане. Кино существует в обиходе всего населения независимо от возраста и вероисповедания. Хотя я бы не сказал, что это не зависит от пола. Похоже, женщин в кино не то чтобы не пускают, но это не то, чем должна заниматься мать семейства. В Индии нет проблемы борьбы с Голливудом. Зарубежные картины прорываются на экраны редко, примерно как в Советском Союзе. Их демонстрируют на английском языке, которым основная масса населения владеет очень приблизительно. Субтитры тоже непопулярны, так как значительная часть зрителей неграмотна. Возможно, это один из рецептов, как нам вернуть интерес к российскому кино: прекратить учить детей грамоте. Можно пойти и дальше, просто запретив, как в Иране, показ зарубежного кино. Как известно, после этого наступил расцвет иранского кино, которое имело успех на фестивалях и теперь известно во всем мире. Но понятно, что это тупиковые пути для России.

Мы, конечно, несколько припозднились с налаживанием связей. Голливуд уже пришел в Болливуд. Однако опыт индийского кино достаточно поучителен для всех. Это пример очень успешного национального кинематографа. При этом Болливуд разработал несколько моделей, которые потом экспортировались за рубеж индийскими режиссерами. Они понятны зрителям в других странах и несут в себе традицию индийского кино и культуры. Причем как кино интеллектуального, так и кино как развлечения для масс. Индия — это, конечно, великая культура, давшая и великую кинематографию. Поэтому интерес к индийскому кино, к его рецептам, как производственным, так и стилистическим, сегодня весьма актуален.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера