Архив   Авторы  

Несъедобная реальность
Искусство и культураХудожественный дневникЧто в итоге

 

Шумиха вокруг якобы запрета, а затем разрешения на показ фильма Павла Бардина "Россия-88" поднялась около года назад, и теперь мы слышим только ее отголоски. Потому даже не знаю, насколько актуально сегодня говорить о выходе фильма к широкому зрителю. Сколько там сознательного пиара, а сколько действительно проблем с цензурой, особо не вникал. Но вот чем показательна эта история. Во всем мире кино и сериалы обсуждают вещи важные, очень значимые для общества. Говорят о том, что волнует людей на лестничной площадке и в продуктовом магазине. Фильмы лечат раны и улучшают нравы - везде, только не у нас. У нас до сих пор не снято ни одного фильма о гастарбайтерах, ни одного толкового о милиции - за исключением замечательного фильма "Кремень" Алексея Мизгирева. Но самое удивительное даже не то, что фильмы не снимаются, - удивительна страшная пассивность общества, которому вроде бы этого и не надо. Общество ведет себя, как больной, который не хочет идти к врачу. Он болен, серьезно болен, а включает "Комеди Клаб". В этом мы очень отличаемся от зрителя европейского, американского, а теперь еще и латиноамериканского, где кино вскрывает язвы и нарывы. У нас такой жанр, как драма, абсолютно не пользуется успехом. В списке кинобестселлеров вы драму даже не встретите - вот ведь в чем парадокс. Более или менее еще идут исторические фильмы. Во всем этом очень важна позиция критики, интеллектуальной элиты. По какой-то странной привычке ей кажется, что окружающая жизнь - что-то низкое, тексты о проблемах нашего времени недостойны внимания. Это только в кино происходит, в театре есть Театр.doc и театр "Практика", есть много драматургов, говорящих о болевых проблемах. А в кино к этим проблемам высокомерное отношение. Это ошибка. Кино как живой организм должно пережевывать несъедобную реальность жизни и таким образом работать в ней. Одна из главных функций искусства - реагировать на меняющееся время, хотя бы задавать вопросы.

Наше кино обрекает себя или на коммерческую развлекательность, или на божественно скучные арт-проекты. А человеческая жизнь вообще-то находится ровно посередке - между пошло смешным и сугубо интеллектуальным. Чтобы кино было живым, в нормальном кинопроцессе оно развивает как раз то, что в середине. У нас центра этого нет. Да, так называемая чернуха на экран попадает. Но это все равно арт-хаусная чернуха, она не про вашу жизнь, не про мою. Мы не груз-200, не в гробах, мы по улицам ходим. Но мы по-своему несчастны, растеряны и одиноки. И огромные пласты этого ощущения неустроенности и одиночества, неудач во влюбленности, проблем с детьми и с работой в кино не проникают. Если анализировать наше кино со стороны, то непонятно, как живут русские люди.

То, что "Россию-88" запрещали, а потом разрешали - в результате-то не запретили, и слава богу. Хороший фильм, говорить о русском национализме надо. Честно говоря, я предчувствовал его развитие давно и еще в "Луна-парке" касался этой темы. Уже тогда было понятно, что отсутствие идеологии создает почву для возникновения различных националистических комплексов и движений. Подобная угроза не только российская, она существует для всего мира. Но у нас все развивается экстремистски, до невозможных противоречий. Вижу это даже по реакциям на фильм "Царь" - излагали житийную историю, а получили угрозы. Сама идея критического отношения к царю вызвала агрессивную реакцию - после этого стало очевидным, что фильмы на "неудобные" темы должны сниматься...

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера