Архив   Авторы  

Шаркающей кавалерийской походкой
Искусство и культураХудожественный дневникЧто в итоге

 

Выход в прокат многострадального фильма Юрия Кары «Мастер и Маргарита» вполне можно назвать событием. И даже долгожданным. Конечно, 17 лет на так называемой полке, причем в самые свободные от цензуры времена — это не шутка. Хотя и отнюдь не единичный случай. Тогда нахлынувшую свободу восприняли как право на анархию. Многие не сдавали, как это было при «проклятом совке», положенную копию в Госфильмофонд, держали яуфы под кроватью или в гараже. А потом удивлялись, почему пленка, требующая особых условий хранения, осыпалась или плесневела. Так что много киноматериалов, отснятых в те годы, утрачено. Есть и трагические истории. К примеру, так и канула навеки в Лету снятая в 1993 году картина Николая Макарова «Старец» о Серафиме Саровском, где Николай Пастухов, по собственному признанию, сыграл одну из лучших и значимых ролей в своей актерской биографии. А ведь там еще был яркий эпизод с участием Олега Янковского — ему досталась роль императора Александра I, которого народная легенда тоже сделала святым старцем. Сегодня эта тема смотрится очевидной и даже официозной, а в те времена «кооперативного кино» на серьезные исторические сюжеты, да еще и связанные с историей церкви никто не замахивался.

Ушедшая в небытие картина Макарова недаром вспомнилась в связи с «Мастером и Маргаритой». Их судьбы во многом похожи. Эпоха советского кино, когда государство было единственным заказчиком, спонсором и продюсером кинематографа, закончилась. В кино пришли новые люди, относящиеся к фильму как к товару. Авторы долго не могли (а некоторые и сейчас не могут, как ни смешно) переварить тот факт, что продюсер стоит выше них в титрах. В итоге и в случае со «Старцем», и в случае с «Мастером и Маргаритой» на этапе постпродакшн режиссер не сумел найти общего языка с продюсерами, и материал был отчужден от автора. Для «Старца» это стало катастрофой — продюсер Ольга Вагина предпочла просто избавиться от раздраждавшего ее фильма.

К фильму Юрия Кары судьба отнеслась куда более доброжелательно. Материалы сохранились. Судебные иски все-таки разрулили ситуацию с внезапно открывшимися наследниками бездетного Булгакова. Но на это ушли годы. Автор получил возможность показать свою почти четырехчасовую версию только в рамках Московского кинофестиваля 2006 года. Пираты заинтересовались картиной и выложили некую четырехсерийную «сборку» в Интернет в том же году.

Вроде бы дальше «Мастеру и Маргарите» следовало найти свое место на полках архива и среди печальных кинокурьезов. Тем не менее нашлась компания, которая решила дать картине с такой непростой судьбой шанс быть увиденной в кинотеатрах. Она отреставрировала фильм, сделала свою монтажную версию и добавила немножечко современных технологий — звук, спецэффекты. Из этого всего, конечно, получается событие. Вопрос только в том, каково место этого события на карте кинематографа. Скорее всего, это будет праздник справедливости и архивных фанатов. Кино — продукт моды и технологий. И то и другое не стоит на месте. Трудно поверить, что произведение постперестроечной эпохи способно привлечь сегодняшнего зрителя. Особенно учитывая тот факт, что не так давно был сделан одноименный сериал Владимира Бортко, который с успехом прошел по телевидению. Хотя… Успех, увы, сегодня измеряется итоговыми результатами бокс-офиса.

Вообще-то сама идея ремастеринга и выпуска на большой экран или в новейшем формате Blu-ray старых фильмов не нова. Как говаривал мой учитель Владимир Лакшин: почему бы не снять два урожая с одной межи? У нас кино пока только раскрашивают. А на Западе это все поставлено на поток. Иногда даже происходят нелепые вещи. Скажем, в своем фильме «Инопланетянин» Стивен Спилберг «вынул» при помощи компьютера из рук персонажей оружие, вложив вместо него мирные рации. Фанаты старого фильма были оскорблены таким глупым потаканием нынешней политкорректности. В этом году, например, в Warner Bros. сделали ремастеринг фильма Серджо Леоне «Однажды в Америке», выпустив 229-минутную версию на Blu-ray. Однако дети Леоне приобрели права на этот фильм и планируют подготовить к Каннскому фестивалю 2012 года еще более расширенную версию «Однажды в Америке», с добавлением 40 минут вырезанных сцен. Да что там старое кино! Кэмерон в течение года заставлял снова и снова платить фанатов за свой «Аватар» в разных видах. Что доказывает: кино крайне нуждается в перезагрузке идей, а не сюжетов.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера