Архив   Авторы  

Автора, автора!
Искусство и культураХудожественный дневникЧто в итоге

 

При взгляде на программу 64-го Каннского фестиваля сердце киномана сжимается от предвкушения, а глаза заранее разбегаются, причем по разным залам. Ларс фон Триер, Педро Альмодовар, Аки Каурисмяки, Теренс Малик, Нури Бильге Джейлан, братья Дарденн, Такаши Миике, Гас Ван Сент, Ким Ки Дук и др. Поразительное собрание авторов с хорошо известными именами. А ведь автор фильма — это уже практически уходящая натура.

Лицо мирового кинематографа серьезно меняется на наших глазах. И прежде всего это происходит в отношении к подписи под каждой картиной. Еще совсем недавно эта подпись вполне себе звучала и означала не только узнаваемый стиль, но и круг идей конкретного автора. Обращаясь к публике, журналисты первым делом сообщали имя режиссера. Конечно, кино всегда было поточным продуктом, вписанным в индустрию. Однако пиар картины начинался с ее автора. Мне как-то не запомнилось, когда в кинорекламе победило выражение «от создателей чего-то там...». Но для сегодняшней обезличенности оно кажется единственно возможным — те, кто делал «Историю игрушек», делают и «Тачки». И при всем уважении к огромным коллективам подобных картин авторов там нет и быть не может. Впрочем, это касается не только мейнстрима, но и фестивального кино. Сегодня авторство везде перечеркнуто технологией — производства, раскрутки и показа фильмов. От этого часто говорят, что скоро закончится и эра больших фестивалей старого образца, где автор с мировоззрением — главный герой. В качестве замены им придут смотры «по интересам», где будет соревноваться кино определенных регионов, жанров или, что уже практикуется в Роттердаме и Локарно, определенного эмоционального градуса — отвратительное, бедное или депрессивное.

Возникает вопрос: а говорит ли о чем-то людям тот небольшой список имен, который приведен вначале? Скажем, тот же Триер с Альмодоваром снимают часто, и каждый их фильм вызывает нечто вроде скандала. А финн Каурисмяки и японец Миике давно не напоминали о себе. Говорит ли что-нибудь читателю имя Паоло Соррентино, участника нынешнего конкурса? Пара его фильмов была в нашем прокате, включая отмеченного каннским призом «Изумительного». Но это не довод. Знает ли публика вообще современных итальянских режиссеров? Того же Нанни Моретти, получившего десять лет назад «Золотую пальмовую ветвь» и в этом году снова на нее претендующего? Или французов, таких как Андре Тешине, вполне себе убеленного сединами классика, регулярного участника каннских программ? Наверняка в курсе только знатоки. Но ведь когда-то было иначе. Человек мог толком не разбираться в кино, но при этом все же знать хотя бы о существовании Тарковского с Феллини.

Тем не менее задачей критика остается все же как-то поддерживать планку в отношениях публики и авторов на нормальном уровне. Сегодня всем людям, пишущим о художественных явлениях, нелегко. Разве что арт-критики весело идут впереди прогресса, роняя планку ниже плинтуса, чтобы стереть в сознании людей границы между искусством и поведенческими аномалиями. Остальным же приходится по старинке разбираться с тем, куда поместить автора — в классики или маргиналы, мейнстрим или арт-хаус, оценить грандиозный бокс-офис или радикальный жест художника. Причем между собой все это довольно причудливо переплетается: если имевший супермассовый успех «Аватар» можно вполне назвать провокационным и даже радикальным мейнстримом, то вызвавший года два назад страшный шок в Канне фильм Ларса фон Триера «Антихрист» смотрится на его фоне не просто классическим, но и консервативным жестом художника. Наверное, именно из этого парадокса и должен родиться новый вид кинематографа. Но будут ли у него авторы?

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера