Архив   Авторы  

Петр Ильич, дорогой...
Искусство и культураХудожественный дневникЧто в итоге

 

Организационной стороной конкурса имени Чайковского, который открывается 14 июня, теперь занимаются американские специалисты. У нас очень плохой менеджмент — это правда. А тот американский менеджмент, что пришел ему на смену, наверное, хороший. Но — абстрактно хороший. Как он приспособится к нашим реалиям и удастся ли ему что-то сделать с конкурсом Чайковского — вопрос. Нам пообещали, что в жюри не будет профессоров Московской и Санкт-Петербургской консерваторий, имеющих привычку тянуть своих учеников. Это правильно и замечательно. Но, с другой стороны, получается, что происходит профессиональный отбор, а ведущие педагоги в нем не участвуют? Тоже странно. Как там у Булгакова сказано? Разруха не в клозетах, а в головах! Дело ведь не в том, чтобы профессоров отлучить от процесса, а в том, чтобы профессора вели себя по-другому.

Конкурс Чайковского теперь возглавляет Валерий Гергиев, но пойдет ли это на пользу, пока сложно понять. Знаю только, что лично меня такое емкое организаторское дело вряд ли бы привлекло. Я лучше партитуру почитаю.

Думаю, конкурс Чайковского в его привычном виде себя изжил, и лучшее, что он может сейчас сделать, — взять паузу. Я бы, во всяком случае, сделал именно так. Циклопический размер и тяга к гигантомании сыграли с ним злую шутку, он стал колоссом на глиняных ногах. По долгу службы постоянно контактирую с молодыми солистами и знаю, что им и в голову не приходит принимать участие в этом состязании. Потому что все — безусловно, все — конкурсы коррумпированы более или менее, но конкурс Чайковского — более. Так уж сложилось, и тому есть много веских причин. Ну и репутация у конкурса соответствующая. Он проходит раз в четыре года, и глупо думать, что именно каждые четыре года появится такое количество крупных дарований, что они смогут друг с другом достойно конкурировать. Лучше было бы устроителям взять паузу на один или два цикла, чтобы иметь возможность хорошо поработать над форматом. И постараться уйти от привычного: допустим, сделать сначала конкурс по одной специальности, а через четыре года — по другой.

Надо признать, что у всех музыкальных конкурсов сейчас кризис. Когда-то Ван Клиберн, например, стал известен именно благодаря конкурсу, а сейчас такое трудно себе представить. Конкурс по сравнению с тем, что было раньше, стал больше напоминать спортивное состязание. С другой стороны, непонятно, как пробиться молодому солисту. Принято считать — да я и сам так часто думаю, — что о таланте рано или поздно узнают. Но вот реальных «лифтов» для молодежи, как сейчас модно говорить, в нашей стране нет. Нет фондов — причем не только музыкальных, а вообще тех, что занимаются культурой. Государство у нас от этого дела отстраняется, а фондов нет или их ничтожно мало. Если для российских предпринимателей станет хорошим тоном иметь фонд, занимающийся культурой, да если это еще будет подкреплено законодательно, «лифты» появятся и будут работать.

Очевидно, что талантливые люди рождаются не только в Москве и Санкт-Петербурге. Но при сегодняшнем положении дел у таланта из провинции нет шанса выбиться. В этом смысле в советской стране при всех ее причудах были очень разумные вещи. Например, высокого качества система детских музыкальных школ. Сейчас система порушена, а альтернативы так и не возникло.

То, что конкурс Чайковского разнесли на две столицы, вполне оправданно, но уязвимо. Конечно, прекрасно, что к этой дате открыли Большой зал консерватории в Москве. Но мне кажется, если уж и стоило переносить конкурс, то в какой-нибудь нестоличный центр, Екатеринбург или Новосибирск.

Еще я бы очень постарался сделать так, чтобы к конкурсу Чайковского не имело отношение Министерство культуры. Во-первых, оно некомпетентно, во-вторых, у него отсутствуют идеи. Я еще могу понять, что министерство в советское время занималось организацией, но сейчас ведь такой необходимости нет.

Раз уж мы имеем американский менеджмент, надо добиваться того, чтобы государственных денег в конкурсе не было. Вообще не было. А то получается, что половина тела здесь, а половина там — вечная русская история. Помните, как съязвил Стравинский, когда его спросили, какая у него любимая птица? «Двуглавый орел», — сказал он.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера