Архив   Авторы  

Учитель танцев
Искусство и культураХудожественный дневникЧто в итоге

 

Уход французского хореографа Ролана Пети — событие во всех отношениях этапное. Если говорить об истории культуры второй половины XX века, то ни одну крупную фигуру в мировом балете невозможно упомянуть в отрыве от Ролана. Он никогда не был тщеславен и не позволил себе превратиться в бронзовую статую. Хотя имел величайший авторитет в Европе и Азии.

Я много могу рассказать о своей работе с ним. Герман в «Пиковой даме», Квазимодо в «Соборе», Юноша в «Юноше и смерти». Эти партии изначально были для меня и на меня. У нас как-то сразу сложились доверительные отношения. Он позволял мне многое из того, что не позволялось другим танцорам. Когда я получил травму в 2003 году, он не пошел смотреть другой состав, просто снял «Даму» с гастролей.

Но даже у Пети были спектакли, которые он не любил вспоминать. Вот, например, с большим трепетом отзывался о Михаиле Барышникове, а поставленную с ним свою «Пиковую даму» терпеть не мог. Как только кто-то заговаривал на эту тему, сразу мрачнел. Пети умел отличить сделанную с душой и умением творческую работу от коммерческой постановки. Помню, как один известный солист закатил бенефис, исполняя «Юношу и смерть» на лондонской сцене. Ролан приехал посмотреть, но задержался ненадолго. Встал и ушел, не дождавшись конца. Он был человеком с принципами. Да, мог идти на компромиссы, дипломатично давая роли фаворитам театральных дирекций, но если те не обладали достаточным профессионализмом, они всегда неизбежно уходили танцевать во второй состав. И никогда — в первый.

По характеру Пети был эксцентриком и постоянно меня передразнивал. Как реагировать? Я не мог обижаться на него, ведь он постоянно хохмил, а его веселье было крайне заразительным. Ему нравилось ломать чей-то сценический образ. Он посмотрел несколько моих ролей и пришел в восторг. Но сказал мне: «Я не хочу вас таким видеть в своем спектакле». То есть ему хотелось показать Цискаридзе с другими возможностями.

У него был знаменитый трюк — он любил во время работы над спектаклем обязательно подстричь артиста. Я много общался с его супругой Зизи Жанмер, для которой он первоначально и придумал короткую стрижку. Мне повезло, что я встретился с этим титаном мирового балета уже не юным артистом. Прямо по Пастернаку: «Когда строку диктует чувство, / Оно на сцену шлет раба, / И тут кончается искусство, / И дышат почва и судьба». Мне было 27 лет, и мою строку уже диктовало чувство. Я сумел оценить эту встречу. Пети изменил мое отношение ко многим вещам: подходы к постановке, взгляды на решение роли. Я люблю кабаре, а он привнес в балет элементы кабаре. Я бы сказал, что Ролан Пети — это Феллини в балетном искусстве: как и в случае с Феллини, никто не знал, как закончится сцена, когда он репетировал.

Мне посчастливилось много с ним разговаривать — например, о Кокто или о старых шансонье. Он удивлялся, что я читал Пруста и знаю разницу между переводами Гюго. После «Пиковой дамы» я подарил ему сборник Лафонтена, изданный в Париже в год написания «Пиковой дамы». Переплели эту книгу в год смерти Пушкина. Я ее вручил ему перед премьерой вместе с поздравительной открыткой. Пети сказал, что за его 50-летнюю карьеру я стал первым артистом, принесшим ему подарок на премьеру. И расплакался. А мне было грустно, ведь я его любил...

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера