Архив   Авторы  

Превыше всего
Искусство и культураХудожественный дневникЧто в итоге

 

Одним из важных событий на фестивале в немецком городе Байройте стало исполнение израильским оркестром Ришон ле-Циона музыки Вагнера — знаменитой «Зигфрид-идиллии», написанной композитором в 1869 году. Да, все мы знаем и о запрете на исполнение музыки Вагнера в Израиле — негласном, но свято соблюдаемом, и о статье Вагнера «Еврейство в музыке», и о любви к нему Гитлера. И впервые за много лет это табу нарушено. К величайшему сожалению, основная часть комментариев в прессе свелась к абсолютно политической стороне вопроса. Однако мне кажется, что исполнение оркестром из Израиля музыки Вагнера в Байройте — это в первую очередь культурное событие. Но почему тогда ни в одной рецензии на концерт я не прочитал о том, как музыка Вагнера была исполнена израильским оркестром? В чем заключалась особенность интерпретации? Насколько это исполнение соответствовало авторскому замыслу?

Действительно, отношение к Вагнеру в Израиле — очень сложная этическая проблема. Никакие политические запреты на произведения искусства никогда не приносили пользы. Лишая себя целого пласта в музыкальной культуре, мы обедняем свою культуру, свою жизнь. Для меня как музыканта и интерпретатора в первую очередь важно само произведение. Любая партитура после того, как она закончена композитором, живет своей особой жизнью. И автору она уже неподвластна. Более того, с течением времени любая партитура насыщается новым опытом, и мы воспринимаем музыку через призму нашего времени и нашего знания. Как говорил Петр Вайль, «Бах тот же — мы другие».

Похоронный марш из первой симфонии Малера можно играть так же хрустально чисто и гротескно, как это задумывал сам Малер и играли его ученики-соратники Бруно Вальтер и Виллем Менгельберг. Но можно и так, как в конце ХХ века играли выдающиеся интерпретаторы Леонард Бернстайн, Юрий Темирканов — ведь наше знание о концлагерях может влиять и на звучание музыки. Да, обстоятельства, при которых написано произведение, чрезвычайно важны для профессионалов, музыковедов, исполнителей. Но поверьте: слушая великолепное исполнение увертюр Вагнера Госоркестром СССР под управлением Светланова или Нью-Йоркским оркестром под управлением Зубина Меты, меньше всего задумываешься и о бытовом антисемитизме самого Вагнера, и о том, что случилось спустя 50 лет после его смерти. Партитуры ни в чем не виноваты! В конце концов нельзя же запрещать все квартеты Гайдна только из-за того, что в медленной части «Кайзер-квартета» звучит германский гимн фашистских времен — эту мелодию Гайдн написал почти за 150 лет до прихода фашистов к власти. Давайте перестанем смешивать эти два понятия — политика и искусство — и будем наслаждаться звучанием чистой музыки.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера