Архив   Авторы  

Вали на Триера
Искусство и культураХудожественный дневникЧто в итоге

 

В мирной Норвегии какой-то недочеловек, по давней традиции считающий себя сверхчеловеком, пострелял несколько десятков невинных. Нация в шоке, мир в ужасе, вопрос «Кто виноват?» встает во всей остроте. Понятно, что виноват сам преступник, но не он же один! Тут и вспоминают про датчанина Ларса фон Триера. Андерс Брейвик услужливо подсказывает, что его любимый фильм и главный источник, так сказать, вдохновения — «Догвилль». А Триер привычно извиняется за ополоумевшего зрителя.

Редко, ох как редко кинорежиссеру удается перескочить с последних полос на первые — туда, где обычные новости: пожалуй, только в том случае, если он натворил что-то сомнительное, как Роман Поланский. Но есть человек, само существование которого не позволит людям, безразличным к кинематографу, забыть о важнейшем из искусств. Это Триер. Его обожают, ненавидят, обвиняют во всех смертных грехах, а потом с еще большим жаром оправдывают. В отношении этой персоны, получившей в Канне то ли почетный, то ли позорный титул «нон грата», анекдотическая позиция «не смотрел, но осуждаю» кажется законной.

Вопрос об ответственности художника за поведение потребителя — вечный и, увы, неразрешимый. Например, подавляющее большинство маньяков пристально изучают Священное Писание перед тем, как отправиться на дело. Говорит ли это что-то о Священном Писании? С одной стороны, вряд ли кто-то обвинит Достоевского, если псих после прочтения «Преступления и наказания» возьмет топор и пойдет крошить старушек. С другой стороны, кто докажет, что он бы их порубил и без Федора Михайловича? О том, что и почему случилось в Норвегии 22 июля 2011 года, спорить будут и через сто лет. К этому моменту версия о Триере-вдохновителе будет благополучно забыта.

Интересно другое. Лени Рифеншталь, Сергей Эйзенштейн, даже Чжан Имоу, воспевший тоталитаризм в без пяти минут гениальном «Герое», выступали на стороне той или иной идеологии, и в этом их бесспорная вина перед зрителями. Триер же — один из немногочисленных современных художников, ставящих идеологии под вопрос. Да, он провокатор, но не спекулянт. Он раздражает зрителя, будоражит, выводит из себя (одним это нравится, другим нет), но, боже упаси, не вербует, не уговаривает, не пропагандирует. То, что в числе его последователей есть и брейвики, — парадокс, случайный рикошет, неизбежный в случае больших талантов.

Взять тот же «Догвилль». Хищническая идеология жителей городка сталкивается там с евангельской идеологией героини с говорящим именем Грэйс («Милость»). Сперва ее используют, унижают, насилуют. Она дает слабину и переходит с новозаветных позиций на ветхозаветные, расстреливая всех, включая женщин и детей. О чем кино? О том, куда ведут благие намерения. Чем более благие, тем глубже тот круг ада, куда они приводят. Можно сколько угодно оправдывать героиню Триера, тем самым поддаваясь на его провокацию: к счастью, это всего лишь кино. Режиссер ставит свой опыт на всех нас — и тест проходит не каждый.

Беда Брейвика в том, что он не персонаж Ларса фон Триера. Наша беда в том, что мы смотрели «Догвилль» недостаточно внимательно: ведь Триер не мотивировал, а попросту предсказал Брейвика. В чем же беда Триера? Видимо, только в том, что он настолько умен да еще и талантлив.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера