Архив   Авторы  

Здесь был «Фауст»
Искусство и культураХудожественный дневникЧто в итоге

 

Субъективные итоги Венецианского фестиваля для России очевидны: наш фильм получил главный приз, наш режиссер Александр Сокуров удостоен «Золотого льва». Прочему миру, неравнодушному к кинематографу, не так уж важно, что «Фауст» — русская картина. Куда важнее, что это фильм о Фаусте.

Венеция-2011 отказалась от попыток приблизиться к реальности, смешав игровое с документальным: даже один из провозвестников этой тенденции последнего десятилетия, китайский режиссер Цзя Чжанке (венецианский «Золотой лев» за «Натюрморт»), возглавив жюри параллельного конкурса «Горизонты», предпочел наградить условный японский хоррор «Котоко», а не одну из «правд-маток», обильно представленных в программе. Что уж говорить о главе основного жюри Даррене Аронофски, который в своем «Рестлере» (опять же получившем в свое время «Золотого льва») дошел до самой что ни на есть документальной правды, но все же отдал главный приз сумасшедше сложной, мрачной и фантасмагоричной кинофреске Сокурова, говорящей об актуальном через призму вечного, через сказку, через притчу, через миф.

От сводок новостей и репортажей кинематограф возвращается к архетипам. Не побоюсь этого слова, к вечным ценностям. Реакция, реконструкция, неоклассика — называйте, как хотите. Половина заметных конкурсных картин оказались экранизациями. Хорошими и скверными, точными и субъективными — разными, но неизменно базирующимися на литературных первоисточниках. И, уж конечно, на общем фоне «Фауст», основанный на важнейшем персонаже европейской культурной истории, конкурентов не имел. Одно энергетическое поле героя дорогого стоило. А помноженное на уникальный дар Сокурова, на причудливую драматургию Юрия Арабова и на тени трех их предыдущих героев — Гитлера, Ленина и Хирохито, оно обеспечило приз.

В конкурсе у «Фауста» был только один серьезный конкурент: сильный и умный фильм Стива Маккуина «Стыд». Этот режиссер — звезда мировой арт-сцены, лауреат премии Тернера и каннской «Золотой камеры», присужденной ему за «Голод». Та картина с артистической (иногда избыточной) изысканностью исследовала голодовку ирландских сепаратистов в тюрьмах тэтчеровской Великобритании, закончившуюся смертью одного из активистов, Бобби Сэндса. Его роль, исполненная Майклом Фассбендером, привела к рождению новой звезды, ныне засвеченной и в «Джейн Эйр», и в «Людях Икс: Первый класс». Он же сыграл в «Стыде» роль молодого нью-йоркского менеджера, одержимого сексуальным инстинктом и страдающего от этого. Роль принесла Фассбендеру «Кубок Вольпи» за лучшую актерскую работу в Венеции. И все-таки приз был отдан актеру, а не фильму. Современной истории жюри предпочло стародавнюю, «Стыду» — «Фауста». А ведь стоило сделать еще шаг, и за чертами неврастеника-ходока всплыли бы очертания Дон Жуана.

В XIX столетии Тургенев провозгласил сегодняшними героями Гамлета и Дон Кихота, меланхолика-эгоиста и безумца-альтруиста. XXI столетие вносит коррективы: в моде другая пара — Фауст и Дон Жуан. Оба одержимы охотой за идеалом — будь то познание мира, власть над другими людьми или обладание ими. Оба не отягощены совестью и моралью. Оба провалятся в преисподнюю. Но еще не сейчас: в финалах «Стыда» и «Фауста» трагические герои продолжают свой неостановимый бег. Они не торопятся на тот свет. Черт подождет.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера