Архив   Авторы  

Вам слово!
Искусство и культураХудожественный дневникЧто в итоге

 

Свести суть уходящего года к одному слову — такую цель ставят перед собой организаторы конкурса «Слово года», стартовавшего в сентябре в социальной сети Facebook. Российская культура логоцентрична — повторять это давно уже стало банальным. Идея, что все в мире — от тончайших чувств до сложнейших научных построений — может и, более того, непременно должно быть вербализовано, впитывается нами с молоком матери. Однако с каждым годом внятно и четко выразить что бы то ни было в словах становится все труднее.

Специалисты, занимающиеся новейшей историей, в глубине души страшно завидуют античникам: хотя последним и приходится довольствоваться скудными источниками, им не грозит утонуть в море информации. Если в XIX веке количество выходящих за один год книг исчислялось сотнями, а в первой половине XX века — тысячами, то сегодня на читателя ежегодно обрушиваются миллионы наименований. И это только книги, а ведь есть еще радио, телевидение, Интернет, пресса... Соотношение сигнал — шум в нынешнем информационном потоке таково, что сориентироваться в нем без помощи определенных ключей и кодов нельзя. И поиск этих самых ключей сегодня — задача исключительной важности.

Интересную попытку в этом направлении предпринял Леонид Парфенов. Его книжный проект «Намедни» — попытка свести безбрежное море воспоминаний о советском и постсоветском времени к фиксированному набору символов и ассоциаций, которые, по мнению автора, лучше других выражают суть происходившего тогда со страной.

Проект «Слово года», очевидно, затея того же порядка.

Какое слово ярче других выражает для вас, скажем, 2008 год? По мнению экспертов из научно-творческого совета Центра развития русского языка при Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы (именно они вот уже четыре года курируют проект «Слово года») вся суть 2008-го сконцентрировалась в слове «кризис». В 2009-м лидерами с небольшим разрывом стали слова «перезагрузка» и «ЕГЭ». 2010-й однозначно вошел в историю как год «жары». А право зваться словом 2011 года пока оспаривают «бордюр», «айпад», «полиция», «бесогон», «дуумвират» и еще несколько десятков слов.

Можно долго спорить, насколько удачна идея свести целый год, наполненный событиями, переживаниями и трагедиями, к одному-единственному слову. В конце концов, что именно выбирает жюри, составленное сплошь из людей языковых профессий (лингвистов, редакторов, журналистов и писателей), — слово как таковое или все же некий символ, описывающий стоящую за ним конкретную реалию? И если верно второе предположение, то корректно ли говорить о «слове года» — может, лучше тогда употребить выражение «явление года»? А можно посмотреть на проблему и с другой стороны: немного странно валить в одну кучу слова, относящиеся к сетевой жизни, политике, культуре и быту. Видимо, чувствуя некоторую уязвимость своей концепции, создатели проекта периодически вводят новые номинации: «словосочетание года» (один из лидеров в этой номинации — «лет ми спик фром май харт»), «сетевой неологизм года», «персоналия года», «антислово года». Правда, главная проблема все равно никуда не девается: что выбирают судьи — набор фонем или нечто сущностное?

Однако, сколько бы мы ни спорили о частностях, надо признать, что подобные проекты не просто необходимы — они неизбежны. В свое время для осмысления и описания реальности человечеству потребовался язык. Сегодня, для того чтобы найти хоть какое-то подобие порядка среди информационного хаоса, нам нужен новый инструмент. Он станет своего рода языком в языке или системой кодов, наложенной на систему кодов. Проект «Слово года» — пусть не бесспорный, но полезный и отважный шаг в эту сторону.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера