Архив   Авторы  

Эй там, на площади!
Искусство и культураХудожественный дневникЧто в итоге

 

Буквально на прошлой неделе мы срочно приступили к подготовке спектакля под условным названием «Площадь». На этот раз свидетельские показания нам не придется собирать. В нем будут заняты 9 артистов, которые пришли на Чистопрудный бульвар в день первого разрешенного митинга, были задержаны, избиты и на своей шкуре пережили все, что потом привело к Триумфальной. Надо спешить, мы хотели бы сыграть премьеру в конце февраля, к выборам.

В годы перестройки по мере разочарования людей в ходе общественных преобразований постепенно в умах сформировалось мнение, что искусство вообще и театр в частности не должны заниматься сиюминутным, а только чем-то высоким и вечным. Над известной строкой «Поэт в России —больше, чем поэт» стало принято посмеиваться. Мне такая позиция кажется мещанской. Удобной и уютной. Я согласен с классиками, утверждавшими, что театр — это кафедра, социальная институция, которая объединяет на вечер в зрительном зале какую-то группу людей. Мне кажется, одна из задач искусства — пробуждать в человеке потребность в свободе. Это процесс многотрудный и достаточно долгий. Мы видим, что далеко не все испытывают в ней потребность, иногда даже не подозревая об этом. Ведь нести бремя свободы — совсем нелегкое занятие. И потому, мне кажется, очень важно воспитывать в людях взрослость. Да-да, воспитывать взрослость во взрослых людях. На мой взгляд, нынешнее искусство делится на взрослое и детское. Общество и власть нам навязывают детскость. Фэнтези, мюзиклы и уж, конечно, сериалы обращены к инфантильному сознанию. Что такое большинство сериалов? Сказки про Золушку, про любовь и про то и про се... Хеппи-энды тоже атрибуты детской эстетики. Инфантилизм поддерживается и стремлением общества превращать премьеры, вернисажи, все и вся в светское событие. О чем прежде всего рассказывают наши СМИ: кто пришел, с кем, во что были одеты. Разговоры по существу крайне редки. На слуху понятия «модный режиссер», «модный спектакль», или, как модно говорить — «проект», в тренде, в бренде... Все это инструментарий тусовок, а не ответственного искусства. Талантливый художник по определению не может быть асоциальным. Он всегда граждански ориентирован. Ремесленник демонстрирует свои умения. Они могут быть очень яркими, но главного не будет, не будет того, про что он говорит со мной как с собеседником. А талант не существует без мировоззрения и не может быть безразличен к тому, что происходит в его стране. В конце концов, ту же перестройку готовили и спектакли Таганки, «Современника», Марка Захарова, Георгия Товстоногова... Не скрою, мне было приятно в молодых лицах, вышедших к Чистым прудам, а потом на Болотную, узнавать лица зрителей нашего театра, тех, кто приходит на спектакль, посвященный Магнитскому, а потом страстно участвует в дискуссиях. Они проходят почти после каждого представления. Зал всегда переполнен, и никто не спешит уйти.

Сейчас перед премьерой пьесы Елены Греминой «Двое в твоем доме», которую я поставил, мы немножко волнуемся. В ней рассказана реальная история домашнего ареста оппозиционера, белорусского поэта Владимира Некляева. И это не обычные предпремьерные волнения. Не дай бог, случатся какие-то беспорядки, и не исключено, что российское правительство воспользуется опытом батьки Лукашенко. Он же отработан: бери, бери — делай. Это тревожит и меня, и актеров. А в январе надеемся принимать в своем подвале лауреата Нобелевской премии, блистательного итальянского драматурга Дарио Фо. Он дал нам разрешение на постановку своей остросатирической пьесы «БерлусПутин», хотя и не верил, что в России это возможно. В Италии она идет тоже в маленьком театре, где ее разыгрывают сам автор и его жена Франка Рама. Один телеканал снял спектакль и пустил в эфир. Власти ничего не могли сделать — канал частный. Тогда инсценировали поломку в передающих системах, и спектакль шел в эфире без звука. На следующий день рейтинг этого канала утроился. Дарио Фо считает: «Театр всегда политичен. Все, что является частью истории человека, становится частью политики. Театр, литература, художественное искусство, которые не говорят за свое время, не представляют ценности». Не могу не согласиться с нобелиатом.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера