Архив   Авторы  

Художественный беспорядок
Искусство и культураХудожественный дневникЧто в итоге

 

Придя на «Арт Москву», я прежде всего хотела наладить обсуждение проблем российского рынка. Для этого создала форум — получилось довольно плодотворное обсуждение. Но когда мы говорим об арт-рынке, сразу же возникает конфликт с терминами. Что такое арт-рынок? Разве он существует? С одной стороны — это люди, которые покупают произведения искусства, и в России такие есть. На противоположном полюсе — галереи, которые заняты пропагандой современного искусства. Но как между ними определяется цена искусства? На Западе она формируется посредством некоммерческих институций — музеев, фондов, за счет выставок... У нас же эта система не функционирует, нет четких договоренностей между профессионалами арт-бизнеса. Вместо них цену формирует тусовка и субкультурная молва в лице тех немногих галерей, которые остались после ухода с рынка в этом году галерей Марата Гельмана, Айдан Салаховой, XL.

«Арт Москва» в этот раз делалась в непростых условиях. Мало того что в ней не участвовали три крупнейшие галереи, которые издавна задавали тон. Она лишилась и арт-директора: пришедшая год назад Кристина Штейнбрехер переметнулась в конкурирующую ViennaFair, которая открылась в Австрии специально в те же самые даты, что и «Арт Москва». В результате коллекционеры предпочли Вену, что еще усугубило положение ярмарки. Хотя были и позитивные моменты: в этом году «Арт Москва» получила от правительства поддержку в виде пакета социальной рекламы.

Но качество у участвовавших галерей было не то — невозможно продавать искусство без имен, оно просто не имеет ценности в глазах покупателя. Для галерей это был скорее процесс выживания — банального покрытия расходов, некоторым не удалось и этого.

Как ни печально признавать, но российский арт-рынок находится еще в зачаточном, диком состоянии. В чем проблема? На мой взгляд, в России почти нет специалистов, изучающих рынок. Нет профессионалов, которые имели бы западный опыт работы. Но главное, должно быть понимание, что нужно создать свой рынок, крепкий, региональный, чтобы в России начали покупать своих художников до того, как они обрели успех на Западе.

Для этого необходимо создание национального фонда, отделения в Министерстве культуры, в котором люди занимались бы современным искусством. Должна заработать система, сейчас существующая формально, — это государственные музеи современного искусства, которые выстраивают иерархию, организуют закупки и формируют коллекции современного искусства, инспекторы, которые бы контролировали этот процесс. Нужны государственные механизмы, институции, функции, конвенции о правилах и правила пересмотра этих же правил. Можно начать хотя бы с соглашения о границах поля современного искусства. В нашей стране на галериста возлагают огромные ожидания — он должен и выстраивать культурную ситуацию, и брать на себя воспитательные функции, и создавать галерею, которая будет институализировать художественные ценности.

Популяризация искусства идет, рано или поздно это сработает. Но в том виде, в котором «Арт Москва» существует сейчас, она продолжаться не может. Я думаю, ей нужно объединиться с каким-нибудь хорошим антикварным салоном, может быть, не ограничиваться только актуальным искусством, а расшириться до искусства XX века, добавить немного дизайна, который бы продавался как искусство, чтобы все это дополняло несколько хороших галерей. Хорошо бы создать команду, работающую весь год, а не пару месяцев как сейчас, привлечь опытного арт-директора, имеющего контакт с Западом. И тогда, я уверена, процесс пойдет. Ведь условия и деньги для рынка современного искусства у нас есть.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера