Архив   Авторы  

Музыкой навеяло
Искусство и культураХудожественный дневникЧто в итоге

 

Вслед за ставшей уже традиционной «Ночью в музее» и «Библионочью» в столице теперь будет проходить и «Ночь музыки». Мне кажется, у Сергея Капкова, и. о. руководителя департамента культуры, есть своя личная модель ее развития. Модель эта, с одной стороны, опирается на огромные деньги, сосредоточенные в Москве. С другой — на готовность Сергея Собянина тратить их не только на досуг широких народных масс, но и на тот самый креативный класс, который нужно отвлечь от политики и направить в парки, на велодорожки, на мероприятия, проходящие на Стрелке, в Artplay и в Политехе, в открывающиеся вместо театров центры… Куда угодно, чтобы люди так задохнулись от культурных наслаждений, что у них не осталось бы времени думать, кто, зачем и как ими управляет, обсуждать всякую дикость типа «честных выборов», чудовищный бизнес-климат, невыносимую правоохранительную систему и другие мелочи. Удовольствия и еда. Как-никак 11 тысяч ресторанов; гуляйте, покупайте, отдыхайте, развлекайтесь, кушайте. Под еду можно в торговых центрах выплескивать океаны разного рода американского развлекалова и прочее.

Все эти «ночи» не мы придумали. Они часть социальных программ всех богатых городов цивилизованного мира. Россия не самая благополучная страна, зато Москва, как известно, третий по бюджету город в мире. По деньгам уступает только таким «малышам», как Нью-Йорк и Шанхай. И поэтому подхватывает все благородные веяния, организует бесплатные дни в музеях и устраивает ночи классической музыки. Для молодых людей это прикольно. Не пойдет же юноша в Третьяковку в субботу в 11 утра! А вот в 4 часа утра, да с девушкой, да потом куда-то еще — продолжить затянувшуюся ночь… И весело, и культурно. Попадаешь в круг избранных.

Собственно говоря, ничего дурного во всем этом нет. Всего лишь еще одна грань важнейшего института современности: создание демонстрационных продуктов и пользование ими. Человек хочет, чтобы его видели вместе… ну, не знаю, с кем… с Сокуровым, беседующим о кино, или с Цискаридзе — о новом директоре Большого театра, или с Собчак — о политике… Это статусные демонстрационные продукты, мощнейший способ трансляции культуры. Сначала человек ходит в музеи для того, чтобы показать что-то другим, потом вырывается и начинает ходить уже искренне, чтобы самому для себя посмотреть.

Сергей Капков занимает дальновидную позицию большого политика, потому что, с одной стороны, это интеллигентно, а с другой стороны, люди чувствуют себя в 15-миллионном мегаполисе если не жителями Берлина, то хотя бы Будапешта или Праги. С третьей стороны, хватает бюджетных денег не только на плиточку, фасады, лошадок, но и на «духовку», ориентированную на людей с высшим образованием. По-моему, здорово, современно, молодежно, по-европейски. При этом вроде бы не против власти.

К подлинной культурной политике это, конечно, никакого отношения не имеет. Культурная политика — это на самом деле результат, а основа ее выработки — стремление понять, что смотрят люди, и исследование происходящего в их головах. Культурная политика создается на базе экспертных оценок того, что в нашей культуре производится. Городские власти обязаны вырабатывать систему приоритетов на фундаменте серьезного отношения к культуре. А пока… В сущности, в сравнении с московским бюджетом ничего не стоит превратить Москву, например, в театральную Мекку — не хуже Эдинбурга или Авиньона, где тоже театра ровно столько, сколько требуется средне подготовленному потребителю. Думаю, Сергей Капков чем-нибудь в этом роде и займется, когда Сергей Собянин станет мэром.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера