Архив   Авторы  
Директор НФОР Георгий Агеев на гастролях принципиально селится в одной гостинице с музыкантами. Общение с коллективом для него — самое важное

Директор-виртуоз
Искусство и культураХудожественный дневникМузыка

 

Директор Национального филармонического оркестра России Георгий Агеев способен на такие пассажи и импровизации в сфере администрирования, что многие музыканты завидуют дирижеру Владимиру Спивакову, совместно с которым он руководил вначале «Виртуозами Москвы», а теперь и НФОР. Накануне своего 50-летнего юбилея директор НФОР Георгий Агеев рассказал «Итогам» о секретах своей редкой профессии.

— Как вы стали музыкальным менеджером, имея за плечами ГИТИС?

— Сразу по окончании ГИТИСа поступил на работу в главное управление культуры исполкома Моссовета.

— Звучит уныло...

— Тогда эта организация представляла собой огромную силу. Она, кстати, существует до сих пор и называется департаментом культуры города Москвы. Я там курировал ведущие театры, и от меня зависело многое. В 90-м году получил от Евгения Светланова предложение стать директором Госоркестра Союза ССР. Я согласился, хотя ни черта не понимал тогда в оркестрах. Когда через некоторое время возник конфликт между музыкантами и Светлановым, меня хотели сделать лидером оппозиции. Но я сказал, что никогда против Светланова не пойду. Не хотел остаться в истории исполнительства человеком, погубившим гениального дирижера. И в этот момент возник Владимир Спиваков, предложивший мне пост директора в «Виртуозах Москвы».

— Вы снискали славу человека, который вернул «Виртуозов» домой из затянувшегося испанского вояжа.

— «Виртуозы» в 1997-м были, по сути, бомжами — они потеряли в России все, кроме названия. Я видел свою миссию в том, чтобы создать достойные условия для их возвращения. Помогли мои бывшие коллеги — столичный комитет по культуре и Игорь Бугаев, который тогда его возглавлял. Лужков подписал бумаги, и с тех пор у «Виртуозов» феноменальные условия: такой зарплаты нет ни у кого, даже у музыкантов НФОР.

— Перейти из «Виртуозов» в НФОР вас Владимир Теодорович уговорил?

— Да. Я вовсе этого не хотел, но теперь понимаю, что все к лучшему. Каждый год — новые проекты, абонементы, фестивали. Мы сделали киноконцерт «Час Чаплина», музыкально-драматический спектакль «Персефона», поставили ораторию «Жанна д'Арк на костре». Долго думали, кого позвать на роль Жанны: Чурикову или Неелову? Потом выяснилось, что есть реальная альтернатива — мы могли выбирать из четырех западных суперзвезд. Предпочли Фанни Ардан. Та предлагала бесплатно привезти Жерара Депардье. А мы отказались от него и взяли на вторую главную роль Дмитрия Назарова из МХТ имени Чехова. Я ему сказал: «Дима, это главный элемент твоего пиара на всю жизнь. Выбирали между тобой и Депардье, а выбрали тебя. Причем за тебя заплатили, а Депардье был согласен играть бесплатно».

— На что вы как директор оркестра никогда не пойдете?

— Категорически отвергаем попытки попсовых звезд привлечь нас к сотрудничеству. Никогда не дадим дирижировать или солировать с нашим оркестром плохим музыкантам. Никогда не станем исполнять плохую музыку, даже за большие деньги. Хотя некоторые оркестры этим не брезгуют.

— Какие у вас с Владимиром Теодоровичем планы на ближайшее будущее?

— Их неимоверно много. Светланов, Рождественский, Федосеев успели создать громадную фонотеку. А у нас записей пока очень мало. Надо наверстывать. Хотя два диска на фирме Sony на седьмом году существования коллектива — это уже кое-что. Мало того, мы записываемся на Deutsche Grammophon, а этот лейбл никому из русских артистов такой возможности не дает. С ними записывался только РНО, поскольку Михаил Плетнев был их эксклюзивным пианистом. Даже Валерий Гергиев — и тот пишется на собственном лейбле «Мариинский».

— Что такое грамотно выстроенный оркестр?

— В его состав должны входить лучшие в стране музыканты — это первое. Желательно, чтобы в оркестре были и седовласые, опытные люди, и среднее поколение, и молодежь. И еще. Во всем мире считается важным, чтобы большинство музыкантов в оркестре были мужчины. Рейтинг оркестра легко узнать по мужской доле среди исполнителей. Когда на телеэкране вы видите оркестр, где 70 процентов женщин, можете переключить канал (смеется). Но самое главное — это создание атмосферы. Если в коллективе есть хотя бы несколько интриганов и хамов, это, как ржавчина, будет разъедать оркестр. Не должно быть лояльного отношения к пьяницам и к тем, кто никого не уважает. В советские времена часто на это смотрели сквозь пальцы: в БСО, в Госоркестре очень сильно пили. Для нас же все имеет значение: как ты относишься к общему делу, к людям, развиваешься ли ты как музыкант и личность, как ведешь себя на гастролях. Я говорю оркестрантам: «Мы в лепешку разобьемся, чтобы вы жили лучше. Но если увидим, что вы перестали развиваться, работать над собой, полностью отдаваться общему делу, — расстанемся».

— Конкуренты не пробовали переманивать у вас музыкантов?

— С Российским национальным оркестром у нас счет 40:1 в нашу пользу. А в другие оркестры по своей воле никто от нас и не уходил. И когда мне бросают упрек: «Вы переманиваете музыкантов!» — я отвечаю: «Ну переманите у меня хоть кого-нибудь!»

— Хорошие дирижеры — почти всегда диктаторы. А менеджеры?

— Когда директор оркестра все прибирает к рукам, это неправильно. А когда люди работают в тандеме, как, например, мы со Спиваковым, то тут совсем другой результат. Я всегда принципиально селюсь в одной гостинице с оркестром. Питаюсь вместе со всеми. Летаю исключительно в экономклассе. И люди это ценят.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера