Архив   Авторы  
Распутин в "Геликон-опере" страдает о судьбах России на фоне яиц Фаберже

Не царское дело
Искусство и культураХудожественный дневникОпера

В "Геликоне" - премьера американского "Распутина"

 

На сцене с наклоном к залу стоит упаковка для яиц - копия картонки из прессованной бумаги, знакомой каждому отечественному покупателю. А в ячейках вкривь и вкось торчат громадные яйца Фаберже, несущие большую смысловую нагрузку. С одной стороны они украшены каменьями-эмалью и олицетворяют хрупкую роскошь императорского дома. С другой - черны и страшны, словно исклеваны вороньем, и среди них стонет немытая Россия, а точнее, ее специфичная часть - секта хлыстов. С оргии сектантов опера начинается, и зрелище это не для слабонервных и эстетов. На хор и миманс надеты телесного цвета трико с достоверно исполненными в латексе половыми признаками. Артисты потрясают этим добром и явно чувствуют себя скованными, соответственно, поют и двигаются едва-едва. С ними чудно монтируются зовущий покаяться монах в пристойном обличье и - в следующей сцене - семья и двор государя-императора Николая II. Тут гримеры добивались портретного сходства, а получили карикатурный эффект. Унылые истерики императрицы Алекс и детский лепет увлеченного проявкой фотографий Николая сменяются сценой в кабаре, где пляшет в перьях князь-трансвестит Феликс Юсупов. Между кабаре и люлькой наследника министры мечтают о спасении России... Собственно, все герои - сплошь шарж или карикатура.

Впрочем, режиссер-постановщик Дмитрий Бертман, по его собственным словам, и не был озабочен исторической правдой, и в этом он следовал автору музыки американцу Джею Ризу. Композитор сочинил вполне посредственную партитуру, подкрашенную диссонансами, темами из "Лебединого озера" и назойливыми терциями Филипа Гласса. Двадцать лет назад она пережила постановку в Нью-Йорке, и, судя по потрясенному лицу композитора, приехавшего на московскую премьеру, он не смел надеяться на ее дальнейшую сценическую жизнь. Однако охотники нашлись, и на нашей оперной сцене теперь есть и бедовый мужик Григорий Распутин в лазоревой рубахе, и Владимир Ленин в кумачовой тройке (арии ему не досталось, только пламенная речь с заезженной картавинкой).

Известно, что московские продюсеры примеряли "Распутина" к формату мюзикла, но в итоге предпочли любовь и приключения революции и убийству. И "Распутин" достался "Геликон-опере", славной своим непочтительным отношением к авторитетам. Спору нет, в музыкально цивилизованных странах Моцарта давно разобрали на бонбоньерки, и неудивительно, что к танцующему в балете Николаю II теперь добавился еще и поющий в опере. К тому же в палитре культурной столицы, если Москва еще претендует на эту роль, должно быть и такое - опера "по приколу". Только вот "прикола" не вышло. Дурную шутку с театром сыграл и гений места - то, что смотрелось славной шалостью в шкатулке старого здания "Геликона" (не бог весть какого, но обжитого), в нынешнем актовом зале арбатской "книжки" видится плоско и убого, как самодеятельность дома культуры. И все же, все же… Чтобы поддержать имидж взрослого оперного хулигана, нужно много идей и труда, а их не видно. Прежде "Геликон" прикалывался разборчивее и талантливее.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера