Архив   Авторы  
Сцена из оперы Мариинского театра "Братья Карамазовы" - удачного соединения посредственной партитуры, посредственного либретто и махины романа Достоевского

Послушать Достоевского
Искусство и культураХудожественный дневникОпера

Мариинский театр представил Москве оперу "Братья Карамазовы"

 

Размышлять, зачем нужно петь Достоевского - занятие безнадежно бессмысленное. Дано: Мариинский театр поставил оперу современного композитора по роману классика и привез ее на конкурсную программу "Золотой маски". Сюжетные линии в ней умяты до двадцати пяти картин и опрощены до комикса, в котором бывшим плохим ученикам трудно разобраться. Музыка Александра Смелкова представляет собой добротную, но скучную сумму знаний о русской опере. Перлюстрация наследия идет всерьез, с окоченевшей верой в духовность, всхлипами балалайки и гудением органа в легенде о Великом инквизиторе, когда приходится изображать католическую мессу. К этим объективно неподъемным исходным обстоятельствам прибавились субъективные: мариинцы из-за нелетной погоды застряли в Лондоне и, задержав начало на полтора часа, вышли на сцену буквально с трапа. Удивительно, но спектакль получился.

Рецепт как будто прост: выслушав партитуру, режиссер Василий Бархатов потрудился подумать и над классиком, и над его конвертацией в оперный формат. В очевидных соратниках у него был, понятно, Валерий Гергиев, допустивший юнца до большой работы, да художник Зиновий Марголин, вместе с которым он сдюжил непростую "Енуфу" Яначека в прошлом сезоне. Сейчас спектакль решил выстроенный на поворотном круге куб монастыря без креста. Ворота в него раскрываются только для суда или казни, а по периметру на фоне шершавых стен живут в бесприютстве открытые любому взгляду герои. На этот стержень режиссер нанизал уйму находок. Жизнь течет в подробном патриархальном быту: Федор Павлович (Николай Гассиев) рассуждает о грехе, сидя под семью слониками, Смердяков вешается, взобравшись на громадные банки с брагой, Катерина Ивановна мечется в своем узком балконном мирке, а разлучница Грушенька (Кристина Капустинская), задумавшись, выплескивает в ее цветник чашку кипятка. Многократно скомпрометированная "станиславщина" выглядит тут не просто умест­ной - единственно возможной. Даже самые гиблые для постановки эпизоды - легенда о Великом инквизиторе и диалоги брата Ивана (Алексей Марков) с Чертом - уживаются с этой реальностью. Обозначенный в афише как "опера-мистерия", спектакль оказывается просто оперой, сделанной вдумчиво и - трудно выговорить - деликатно.

Имея в исходных продуктах посредственную партитуру, посредственное либретто и махину романа Достоевского, режиссер Бархатов умудрился сделать достойный спектакль. Другой разговор, что самые броские режиссерские ляпы выдают уготовленную этой опере карьеру визиточного спектакля. Питие водки вдрызг и бабы в алых сарафанах на голое тело потакают той части публики Роттердама и Лондона, что уже сделала спектаклю кассу. То есть не только роман Достоевского успешно конвертирован в оперу, но и опера успешно конвертирована в международный "русский стандарт" с внятным запахом клюквы. Можно рассчитывать, что толком не видевший на оперной сцене условностей российский зритель примет ее так же тепло, как и гастрольный, ныне охочий до тщательно рассказанных историй. Так что и прокатная судьба, и шансы на победу в "Золотой маске" у спектакля нескромные. А что касается удачной работы режиссера… Когда на поклоны вышла бригада авторов, включая уставшего маэстро Гергиева, пепельного блондина двадцати четырех лет режиссера Василия Бархатова оттеснили к хору, в третий ряд. Можно подумать, нашему белобрысому делают биографию.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера