Архив   Авторы  
Моцарт (Василий Ефимов) и Сальери (Дмитрий Скориков) — заглавные герои новой постановки театра «Геликон-опера»

Допрыгался
Искусство и культураХудожественный дневникОпера

«Моцарт и Сальери. Реквием» в «Геликон-опере»

 

История про гений и злодейство теребит художественного руководителя театра «Геликон-опера» Дмитрия Бертмана давно, нынешняя премьера театра — третье обращение к опере Римского-Корсакова. Прежде Бертман учинил камерную акцию в Доме-музее Шаляпина, во второй раз — на фестивале «Барток плюс» в Венгрии, после которой уж было решил переносить спектакль в постоянный репертуар. В результате не перенесли, а поставили заново, причем музыкальную часть худрук вручил молодому пламенному маэстро Константину Чудовскому, а режиссуру доверил своему ученику Илье Ильину, оставив за собой общее руководство. Впрочем, коррекция в постановочной команде не сделала премьеру радикальнее, она от роду странновата из-за простого сложения авторских имен: либретто по Пушкину, отрывки из Моцарта, опера Римского-Корсакова. Куда ни кинь, везде культурный хвост.

Главное музыкальное нововведение выглядит логично: благодаря «геликоновцам» в опере прозвучали не фрагменты гениального «Реквиема», а весь он целиком. То есть затее можно присвоить просветительскую категорию: если нужно познакомить с «Реквиемом» наивного зрителя, удобно сделать это с помощью спектакля, ибо рамочная интрига с завистью и отравлением позволяет легко «проглотить» симфонический опус. Русский композитор, душой болевший за разоблачение злодея, вроде бы не потерялся, но превратился в честного иллюстратора сопутствующих обстоятельств.

Согласно Бертману и Ильину, главные герои — действительно друзья, и эмоции Сальери (Дмитрий Скориков) тонкого свойства. Им движет не тупая зависть, а искреннее непонимание того, как можно распылять данный Богом великий дар. «Реквием» как будто слушается его ушами, причем профессиональный композитор Сальери мгновенно осознает величие этой музыки. Но едва он начинает искать себе место рядом с исполняющими его солистками (примадонны «Геликона» сопрано Наталья Загоринская и меццо Лариса Костюк), Моцарт бодро его опережает. Гений вообще не прочь поиздеваться над трепетным другом, Сальери же страдает по-настоящему. В конце концов, в этике образованного человека безответственное распоряжение даром — смертный грех. Так что дружба дружбой, а подход к жизни разный: до того разный, что Сальери решается на убийство. И пусть современные ученые уже сотню раз его оправдали, в русской культуре после Пушкина все сомнения отметены. Интерпретации, впрочем, не возбраняются. Так что легкомысленному мотыльку Моцарту (созданный для роли Василий Ефимов) по новой версии «Геликона» не все дозволено и не все полезно.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера