Архив   Авторы  
Герои «Вишневого сада» в опере Фенелона изменились, а некоторые даже сменили пол. Леня (Марат Гали), Фирс (Ксения Вязникова)

Продано!
Искусство и культураХудожественный дневникОпера

Мировая премьера оперы «Вишневый сад» в Большом театре

 

Событие, столь уместное под занавес года Франции в России и России во Франции, по утверждению его крестного отца и автора либретто Алексея Парина, родилось почти случайно — в фойе «Гранд-опера». Известный переводчик и музыковед, один из немногих «серых кардиналов» российской оперы, Алексей Парин запеленговал неизвестного у нас, но хорошо известного в мире композитора Филиппа Фенелона на волнах любви к Чехову. Фенелон возмечтал о «Вишневом саде» русско-французскими силами. Парин внедрил идею в репертуарный план Большого как совместный с Парижской национальной оперой проект. Театр в результате получил мировую премьеру, что случается на его сцене не редко, а крайне редко.

Однако формат такого рода затей наш флагман только обкатывает, и потому готовый результат на труппе несколько топорщился. Концертное исполнение не раскрасили ни разводкой мизансцен, ни костюмами, ни компьютерным баловством на заднике — словом, заигрывать со зрителем не стали. Вполне достаточно, что во многом благодаря либретто классический текст заиграл вдруг свежими смыслами. Уязвимая позиция препаратора чеховского текста обосновалась на очень современном европейском взгляде: вот вам сразу Лопахин, в интродукции поющий «Продан вишневый сад! Продан! Я купил!» — а уж дальше можно и рефлектировать. Действие построено в двенадцать картин, и называются они метафорично и исчерпывающе. Например, «Истерика Любы», «Шампанское Яши». В противовес сценической статике несколько картин названы хореографически: «Полька Дуняши» и «Фокстрот Шарлотты», но это не буквальное обозначение действий — скорее свойственных героям внутренних состояний.

Главная приманка, что будила любопытство идущих на премьеру, — купирование нескольких второстепенных персонажей. Да еще приключившаяся с частью героев смена пола. Тут клубнички не обнаружилось. Во-первых, в оперном деле ситуация не новая. А во-вторых, смысловые контрапункты от этой операции таки обозначились. Неловкого домашнего ангела Фирса исполняет меццо-сопрано (отличная роль не боящейся любой работы Ксении Вязниковой), Гришу — тоже меццо-сопрано (Александра Кадурина), а трогательную чудачку Шарлотту — и вовсе бас (балансирующий в вокальной эксцентрике Петр Мигунов). При том несущие конструкции чеховских тем сохранены: тотальное одиночество и невозможность счастья воплощаются и в речитативах, и в композиторских решениях. Главным из которых стал навязчивый, терзающий, какой-то электронно-утробный звук из оркестровой ямы, «читаемый» как припасенный Чеховым под занавес стук топора.

Большой прекрасно понимает, что выращенный в лабораторных условиях сад, даже и чеховский по генезису, вряд ли соберет кассу. Впрочем, уже запланированы гастроли в Петербургской филармонии, и «…сад» наверняка ждет фестивальная карьера. Умный до умозрительности, делающий реверанс старым мастерам (хор собирающих в саду вишни девушек — мягкая аллюзия на крестьянские хоры «Евгения Онегина» Чайковского) и в то же время абсолютно сегодняшний, в качестве опыта он и вовсе полезен.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера