Архив   Авторы  
Статичность — главная черта «Каприччио» «Новой оперы»

Рискнули и проиграли
Искусство и культураХудожественный дневникОпера

Премьера оперы Рихарда Штрауса «Каприччио» в «Новой опере»

 

«Новая опера» придумала себе премьеру всем на зависть: пока ни один российский театр не замахивался на оперу Рихарда Штрауса «Каприччио». То ли руки не доходили (возможно, Мариинский рано или поздно добавит ее в свой постоянный «список Штрауса» к «Электре» и «Женщине без тени»), то ли просто театры не решались. Причины для опасений есть. Либретто схематично, партитура не блестяща, сценическая история скудна до крайности. «Новая опера» решилась на российскую премьеру, закрыв глаза и на эти обстоятельства, и на свои возможности. Победила генеральная линия: театру второго эшелона надо чем-то привлекать публику, и неведомые названия известных авторов в этом случае вроде бы выручают. Но в итоге получается одно расстройство.

Опера эта появилась на свет в малоподходящее время, в 1941 году, и для 77-летнего Штрауса стала некой суммой знаний об искусстве, что сказалось на художественном качестве. Три главных героя, Графиня и влюбленные в нее Поэт и Композитор, составляют любовный треугольник, но занимают их вопросы сугубо возвышенные: первичность слова или музыки. Спорщикам предлагают создать для Графини оперу, чтобы дама могла выбрать лучшего, однако на моменте выбора действо и заканчивается — додумывайте сами, уважаемые меломаны. Схематизм проглядывает и в партитуре, вроде бы следующей канонам зрелой итальянской оперы, но то и дело срывающейся на Вагнера и в итоге выруливающей на подобие «Богемы» времен «Гибели богов»: про искусство, но без воздуха и легкости, вымученно, тяжеловато и сухо, с фирменным немецким почтением к концепции.

Оживить эту махину «Новая опера» не смогла, хотя явно старалась, даже пела на языке оригинала. Главный вопрос к режиссуре Аллы Чепиноги — впрочем, с режоперами везде беда, этот театр не исключение. И все же минимальный результат можно было наскрести. Не получилось: публику кормили статичными до зевоты сценами, где очкарик Композитор в бесформенной вязаной кофте робко, через рояль, обольщал не умеющую обращаться со шлейфом Графиню. Музыкальные антракты заполнялись чем придется. Сновала с подносами бессмысленная прислуга в униформе. Подробно устраивалось в углу трио оркестровых солистов. Медленно, очень медленно шествовала по диагонали арфистка, чтобы тоже сесть на виду. Оперно-балетная интермедия смотрелась не классическим «театром в театре», как предполагалось, а грустной самодеятельностью. Сценография представляла собой гламурную окрошку с заходом в трансцендентный фиолетовый цвет: немного хай-тека с неоном, чуть барокко и варьете, и все в обрамлении текучей лестницы в духе ар-нуво. Посреди сцены в экран-окошко транслировался суровый черно-белый горный пейзаж, а перед ним мелькали цветные рыбки, подсмотренные в мультфильме про Фландерса. Реплики из либретто, которые должны были наладить игривые отношения с залом, звучали опасной откровенностью: «недостаток опер — шум оркестра, певцы из-за него вынуждены кричать». Чистая правда.

Каждый театр имеет право на домашнюю радость. «Новая опера» взялась за эту оперу Рихарда Штрауса, на что никто в отечестве не решался. Но, ей-богу, не получилось — жалко и «Каприччио», в таком виде впервые появившееся в России, и сам театр, выбравший не ту вещь. Как будто это не он только что ставил чудного «Джанни Скикки» и достойно справился с россиниевской «Золушкой».

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера