Архив   Авторы  
"Липсинк" стал гвоздем нынешнего Чеховского театрального фестиваля

Тихий гений
Искусство и культураПрофиль

Робер Лепаж не похож на режиссера и уж тем более на гения, но его "Липсинк", только что показанный в Москве, - самый настоящий шедевр, не сомневайтесь





 

В 2005 году Лепажу вручали в Москве Премию Станиславского, и выглядело это довольно курьезно. Помню, как Евгений Миронов, вручавший награду, смущенно потупившись, говорил, что мы, мол, пока не знаем этого режиссера, но скоро наверняка узнаем и, видимо, не будем разочарованы. Потом стали просачиваться в столичную театральную среду слухи, что, оказывается, этот канадец едва ли не гений, а в 2007 году в Салониках ему вручили престижную европейскую премию "Европа - театру", своего рода театральный "Оскар". Лепаж показывал несколько отрывков из спектаклей, там-то и задумались российские критики - черт возьми, похоже, он и вправду гений.

В том же 2007 году сразу четыре его спектакля привез Чеховский фестиваль. Сказать, что Лепаж покорил Москву, значит ничего не сказать, сдались все - зрители, критики, режиссеры и артисты. Вроде и спектакли выдающиеся мы видели, и знаменитости мировые к нам давно уже ездят, но тут был случай особый, сродни шоку. Само собой разумеется, через год после этого события "Золотая маска" за лучший зарубежный спектакль, показанный в России, досталась Лепажу за его феерическую "Обратную сторону Луны". Нет сомнения, на будущий год ту же "Маску" получит его "Липсинк", девятичасовой спектакль, завершивший программу нынешнего Чеховского фестиваля.

Обратная сторона гениальности

На гения Лепаж ничуть не похож. Никакой значительности - ни в лице, ни в спектаклях. Он, конечно, мировая знаменитость, но в его облике вы не обнаружите ничего светского, сугубо театрального. Он ставит многочасовые эпопеи о судьбе человечества (не больше и не меньше), но при этом не морщит лоб, не изрекает истины, никого не поучает. В толпе Лепажа легко не заметить, он сливается с ней полностью. Он - один из нас.

Робер Лепаж родился в Квебеке (франкофонная часть Канады) 12 декабря 1957 года, в небогатой и нетеатральной семье. Отец, шофер такси, хорошо говорил по-английски, и его часто просили быть гидом для американских туристов. А мальчик, слушая его абсолютно фантастические россказни, восхищался. Восхищался и матерью, которая обожала рассказывать одни и те же истории, но всякий раз они звучали у нее по-разному. Так что способность к сочинительству (себя Лепаж называет баснописцем) он явно унаследовал от родителей. Говорят, что в юности он мечтал о карьере географа, но, к счастью для нас, в конце концов выбрал театр. Учился в Квебекской консерватории драматического искусства, после окончания которой оказался в числе тех немногих студентов, кто не получил приглашения от сколько-нибудь крупного театра. С группой единомышленников пытался организовать любительский театр, и первые же его спектакли, созданные на мизерные деньги, сочинялись примерно так же, как и теперь. К началу репетиций нет никакого сценария, текст рождается во время работы, актеры с увлечением импровизируют.

Успех пришел не сразу, но зато, когда он случился, был просто оглушительным. Поставленная в 1985 году "Трилогия Драконов" сделала режиссера знаменитым. В эти же годы начинается его бурная кинокарьера: первый же полнометражный фильм Le Confessionnal ("Исповедальня") был представлен в рамках Каннского фестиваля. Свою частную компанию Ex Machina в Квебеке он создал в 1994 году, а через три года умудрился выбить для нее ­муниципальное ­помещение: ему передали старинное здание бывшей пожарной части. Там, чтобы попасть в кабинет режиссера, надо подняться на третий этаж по винтовой лестнице, а оттуда можно выйти на крышу, где Лепаж устроил небольшой сад камней. Однако в Квебеке Ex Maсhina почти не играет, в лучшем случае один-два спектакля в год. То есть в Канаде вполне можно встретить человека, который никогда не слышал эту знаменитую во всем мире фамилию. Привычных для нас репертуарных театров в Квебеке нет, Ex Maсhina только собирается им стать. А пока государственное финансирование составляет всего двадцать процентов бюджета. Остальные средства поступают от партнеров - спонсоров, продюсеров, дирекций международных фестивалей, которые покупают его спектакли еще до того, как они вышли. Известно, что стоят эти спектакли немаленькие деньги - от двух до пяти миллионов долларов. Робер Лепаж снискал славу малобюджетного режиссера кино и крупнобюджетного театрального. Ex Maсhina - это мультидисциплинарная мастерская, где вместе работают драматические актеры, писатели, оперные певцы, акробаты, музыканты, видеохудожники, компьютерные дизайнеры, изобретатели, инженеры и техники. Все самые новейшие технологии используются в спектаклях, но самое удивительное - их как-то не замечаешь.

В труппе Лепажа играют актеры разных национальностей. "Когда мы куда-то приезжаем, - говорит режиссер, - к нам обязательно кто-то приходит, кто-то, кто хотел бы к нам присоединиться. Мы знакомимся. И вот эти люди остаются и включаются в работу". На репетициях у него почти всегда сидят волонтеры, приехавшие из Америки, Австралии и Европы. Эти добровольные помощники фиксируют текст, рождающийся во время работы. Кто-то начинает вдруг рассказывать какую-то историю, которая кажется всем увлекательной, и режиссер находит ей место в спектакле. Толчком к следующей работе может быть все что угодно, любой пустяк. Шел однажды Лепаж мимо помойки и увидел дверцу от большой стиральной машины, которая используется в химчистках и прачечных. Вообразил, что это не дверца, а смотровое окошко космического корабля - вот вам и ключевая декорация "Обратной стороны Луны". Или - летел в самолете, где в первом ряду бизнес-класса сидела знаменитая оперная примадонна, а в самом конце экономкласса сидела женщина с грудным младенцем, который надрывался от плача. И Лепаж подумал вдруг о контрасте - рафинированный, изумительный оперный голос и резкий, прон­зительный звук детского плача. В тот момент родился спектакль "Липсинк".

Се ля ви

Описывать этот спектакль - занятие бессмысленное. Он составлен так сложно, а сделан так легко, что лучше сказать сразу и больше не мучиться - это истинный шедевр. "Липсинк" безупречен во всех своих компонентах. Заковыристое название объясняется просто. Это термин, применяемый при дубляже и означающий синхронизацию движений губ и звука на экране. Девять часов действия, девять абсолютно невероятных актеров Ex Machinа, девять историй, переплетенных между собой самым причудливым образом. Плачущий младенец из самолета был усыновлен оперной певицей после смерти его матери. Потом он вырос и сделался кинорежиссером, который снимает в Америке фильм о своей умершей матери. Потом он узнает, что из Никарагуа она была продана сутенеру и стала проституткой. Фильм, снятый этим режиссером, дублирует актриса, которую оперирует доктор, ставший мужем оперной певицы. А у актрисы есть сестра, и ее история тоже будет рассказана. Ну и так далее. Жизни и судьбы людей сплетены между собой, как корни какого-нибудь южного гигантского дерева.

Здесь одно перетекает в другое, самолет на наших глазах превращается в вагон метро, потом в квартиру, в студию звукозаписи, съемочный павильон и книжный магазин. Перемещения стремительны. Актеры воздушны и естественны настолько, что после каждой сцены хочется восклицать: так не бывает! Обычные бытовые истории обычных людей. Одна из героинь, например, пытается расшифровать голос умершего отца на беззвучной любительской кинопленке. Ей помогает глухая женщина, умеющая читать по губам, и выясняется, что отец не говорит ничего значительного. "Но это же так банально", - сожалеет выросшая дочь. "Это и есть жизнь", - возражает помощница. Лепаж, в сущности, думает точно так же - се ля ви. Из разрозненных - смешных, трагических, лирических - сценок в его спектакле возникает в итоге картина мира. И извиняться за высокопарность фразы не имеет смысла, режиссер одинаково использует здесь высокопарность и комизм, жизнь и смерть, любовь и ненависть. Он совершенно свободно, без напряжения и натуги, играючи говорит обо всем - о религии и науке, о насилии, об одиночестве и человеческой привязанности. И ты вслед за ним также легко и свободно впускаешь в себя все эти темы, входишь в это подвижное, высокотехнологичное пространство и растворяешься в нем полностью, со всем своим театроведческим багажом и знаниями. Объяснить, как это сделано, невозможно, тут какое-то волшебство скрывается, не иначе.

Секрет фирмы

Лепаж, конечно же, возрожденческая личность. Недаром один из его спектаклей был сделан о Леонардо да Винчи ("Винчи"). Он сам пишет тексты, сам режиссирует, часто сам играет, сам придумывает оформление. Снимает кино, ставит оперы, когда-то режиссировал мировое турне Питеру Гэбриелу, превратив рок-концерт в настоящий спектакль, сотрудничал со знаменитым Cirque du Soleil. В 2005 году в казино Лас-Вегаса он сочинил представление, которое американские критики охарактеризовали как самую грандиозную театральную постановку всех времен. Бюджет этого шоу превзошел голливудские блокбастеры - 200 миллионов долларов. Но главным для него были не деньги (их в Лас-Вегасе не жалели), а, как он сам говорит, "всепоглощающее желание превзойти самого себя". Самое забавное, что ему это всякий раз удается. Например, недавно он выступил в новом для себя жанре, вместе с Расселом Малифантом поставил в Лондоне балет "Эоннагата" для выдающейся балерины Сильви Гиллем. Мало того, он сам в нем участвует. Еще он знает восемь языков, а когда начал репетировать "Обратную сторону Луны", понял, что надо выучить еще и русский. Говорить не научился, но кириллицу легко читает, как, впрочем, и китайские иероглифы. Интересуется наукой, политикой, любит путешествовать. Так он лучше узнает людей, их, по мнению режиссера, нельзя понять, не зная, на какой территории они живут. В итоге все эти невероятные умения и знания переплавляются в спектакли, а потом и зрители в зале вслед за Лепажем начинают интересоваться научными открытиями в области человеческого мозга и революцией в Никарагуа.

Сам он по-прежнему живет в Квебеке, в двух шагах от театра. Когда есть время (а его почти никогда нет), едет в свой загородный дом, который на русский манер зовет дачей. Место называется Уэндэйк (это, как и Квебек, индейское название), когда-то там было тихо и спокойно, а теперь это очень модное место. Есть музей индейской культуры и ресторан с нацио­нальными блюдами, где он иногда ест "ле-сипай", только там это блюдо готовят правильно, из шести сортов мяса. "Моя семья, - говорит Лепаж, - это моя сестра. Она наш продюсер, работает в театре. А моя личная жизнь - это театр".

В юности Лепаж был застенчив и робок, театр предоставил ему возможность обрести убежище, спрятавшись за других. С робостью он, похоже, успешно справился, но к критике, надо полагать, внимательно прислушивается. На пресс-конференции Лепаж сообщил журналистам, что есть в Англии критик, который его не любит. Он говорит, что он (Лепаж то есть) в принципе неважнецкий режиссер, и то, что удается другим, ему удается плохо. Но зато ему каким-то образом удается то, за что другие даже не берутся. И правда, обычные пьесы (те, что ставят другие) Лепажа давно уже не интересуют, он режиссирует истории, взятые из жизни, сочиненные им и его сотрудниками. В этих спектаклях он смешивает все: эпохи, жанры, стили, различные языки, социальные вопросы, быт, рок-музыку, мыльные оперы, любовь, поэзию, классическую музыку и китч. Ничто не отталкивает от себя, все ему интересно. Наверное, поэтому его изысканные, сложносочиненные, долгоиграющие спектакли доступны абсолютно всем. Лепаж убежден, что театр - самое демократическое искусство, а зритель - самый важный для него помощник. В каком-то высшем, космическом смысле люди связаны между собой гораздо теснее, чем могут вообразить, "Липсинк", "Обратная сторона Луны", "Трилогия Драконов" помогают нам быть еще ближе. Уже в будущем году Робер Лепаж вернется в Москву, чтобы приступить к совместной с Чеховским фестивалем и Театром Наций работе. Название пока не определено, но, выходит, недаром Евгений Миронов вручал Лепажу Премию Станиславского.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера