Архив   Авторы  
Фильмы Георгия Данелия стали национальным достоянием. Он удостоен огромного количества советских и российских наград

Тостуемый пьет до дна
Искусство и культураПрофиль

Георгий Данелия заканчивает работу над анимационной версией культовой картины «Кин-дза-дза» — одного из любимых фильмов Барака Обамы






 

Не все знают, но Георгий Данелия получал «Оскар». Правда, за чужой фильм — «Дерсу Узала» Акиры Куросавы. Но зато на настоящей церемонии, куда Данелия делегировали как представителя «Мосфильма». Однако самой дорогой наградой режиссер считает серебряную медаль «Амаркорд», которой его наградили Федерико Феллини и Тонино Гуэрра. Сама медаль отлита по оригиналу Сергея Параджанова, созданному им на зоне из фольги. Всего на счету Данелия пятнадцать полнометражных картин. Много это или мало для полувековой режиссерской карьеры, сказать трудно. Но могло бы быть больше. Остались только в замыслах «Мертвые души», «Преступление и наказание», «Зима тревоги нашей», а «Хаджи-Мурат» был закрыт в разгар съемок. «Конечно, 80 лет — серьезный возраст, — призналась «Итогам» Виктория Токарева, в послужном списке которой сценарии «Джентльменов удачи», «Совсем пропащего» и «Мимино». — Он мне сказал недавно, что сейчас не смотрит вперед, потому что впереди только болезни и, так сказать, заключительный период жизни. Вместо этого он постоянно оборачивается назад».

Однако Данелия никогда не выпячивает свои печали. Зрители привыкли считать его автором комедий, а его жизненным кредо — название одной из картин, «Не горюй!».

Сказочник

Фразы из его фильмов запоминаются раз и навсегда. Вместе с интонацией героев и даже выражением лица. «Ларису Ивановну хочу!», «Такую личную неприязнь испытываю к потерпевшему, что кушать не могу», «Я тебе один умный вещь скажу, только ты не обижайся», «Спасибо, я пешком постою» — это, конечно, «Мимино». «Тостуемый пьет до дна», «Коза кричала нечеловеческим голосом» — это, естественно, «Осенний марафон». «Кто ж его посадит? Он же памятник», «Снег башка попадет — совсем мертвый будешь», «Садитесь жрать, пожалуйста» — это из «Джентльменов удачи». «Ты мне рупь должен, родственник!», «Совести-то у меня — во, с прицепом. А времени нет», «Чувствуйте себя как дома, да не забывайте, что в гостях» — эти слегка заплетающиеся нетрезвые речи из «Афони». «Когда у общества нет цветовой дифференциации штанов, то нет цели! Так что ты цак надень и в пепелаце сиди» — кто не узнает «Кин-дза-дзу»? «Что «да»? «Да» — да или «да» — нет?» — это из вечного шлягера «Я шагаю по Москве»: так и видишь растерянного и свежеобритого новобранца, решившего жениться перед армией. И, само собой, жесткий детский вопрос: «Дядя Петя, ты дурак?» из фильма «Сережа», где глупый дядька решил пошутить с пацаненком, подарив ему пустой фантик вместо конфеты.

А кто хоть раз не спел «Чито-грито», и «А я иду, шагаю по Москве», и «Мама, мама, что я буду делать», и «Друзей теряют только раз»? И еще много-много раз на разные лады: «На речке, на речке, на том бережочке». Сам Данелия уверяет, что песня эта просто застряла у него в голове со времен военных сборов. От чистки оружия освобождались участники художественной самодеятельности, а хор в это время как раз разучивал песню про то, как мыла Марусенька белые ножки. Она осталась с Данелия на всю жизнь, хотя из хора его быстро выперли. Диалог, возможно, был такой, как в «Я шагаю по Москве»: «Молодой человек! Ты чего кричишь?» — «Я пою».

Он действительно не кричит. Фильмы Данелия удивительно непафосные, как бы перемешивающие в ловких куплетах грусть с весельем, подлинные драмы с ироничной несерьезностью. Они не написаны густой плотной прозой, а набросаны поэтическим пунктиром. Тонино Гуэрра, близкий друг Георгия Николаевича, убежден, что их кажущаяся народная простодушность очень обманчива. Его кино, наоборот, по философскому внутреннему строю скорее аристократично и элегантно. Вроде бы это единственное, что объединяет столь разные по стилю и жанрам картины — будто их снимали разные люди. Но есть еще одна общая черта. Почти все истории, рассказанные Георгием Данелия, сказки. Комедия, драма, сатира, мелодрама, не слишком научная фантастика, экранизация классики, даже трагедия — все в его руках обретает оттенок чисто сказочной чудесности. Не только потому, что он любит хеппи-энды. Кто ж их не любит? Разве что критики. То им покажется, что «бывает все на свете хорошо» и «нормальный летний дождь» в «Я шагаю по Москве» были сделаны по заказу партии и правительства. То они начнут требовать от режиссера сурового приговора бедовому пьянице в «Афоне». А автор вместо этого посылает ему спасительную девушку Катю с ее не остывающей надеждой: «Афанасий! Мне кто-то позвонил, я подумала, что это вы…» Однако главная сказочность картин Данелия заключается в том, что там по экрану ходят простые хорошие люди в несколько большей, чем положено реальной жизни, концентрации. А так не бывает — чтобы человек всю жизнь воспевал неброскую доблесть хороших людей, а сам был чем-то другим. Хороший человек в случае Данелия вопреки популярному присловью — это профессия.

Что подтверждают и люди, которым хоть раз довелось с этим режиссером поработать. «Знаете, — признался «Итогам» актер Валерий Николаев, сыгравший в «Насте», — Георгий Николаевич начал невероятную цепь чудес своим появлением в моей жизни. Без него не случилось бы многих везений, включая Спилберга, Оливера Стоуна и прочих. Я вряд ли смогу объяснить, почему это так, но в том, что Данелия и везение в моей жизни связаны, убежден. И когда была показана моя первая режиссерская работа, именно от Георгия Николаевича я услышал напутственные слова. Помню, снималась сцена в «Насте», очень важная, в ней герой, которого я играл, встречается с героиней, которая была некрасивой, но уже стала красивой. Так вот эту сцену вместо актрисы на «восьмерке» со мной играл Георгий Николаевич. Он включил магнитофон, там зазвучала музыка. Вот так надо играть. Понял? Я без лишних слов все понял. Или, к примеру, ночная смена, снимаем в трамвае. Группа обедает, но я вижу, что кто-то протирает окно у трамвая, потому что следующая точка съемки — через это окно. Думаю, вот какая группа, в обед продолжают готовить площадку! Подхожу поближе и вижу, что это Георгий Николаевич платочком носовым сам окошечко протирает. Удивительный человек».

Грузин уланского двора

Удивительный — не то слово. Начиная с того, что о кино Данелия в юности даже не мечтал и совсем не торопился стать режиссером. Наперекор стандартам, к кинематографу его не подтолкнули ни поездки на съемки вместе с мамой, которая работала вторым режиссером на «Мосфильме», ни очевидный блат во ВГИКе, ни первые актерские опыты, съемки в массовках («Георгий Саакадзе», «Незабываемый 1919-й», «Мексиканец»). Никак не проявляло себя даже житье в Тбилиси у тетки, великой грузинской актрисы Верико Анджапаридзе, и ее мужа, режиссера Михаила Чиаурели. Он окончил Московский архитектурный институт, успел хлебнуть прелестей жизни советского молодого специалиста, которого посылали в самые гиблые командировки и не давали серьезных заданий. За то, что Данелия все-таки стал режиссером, мы должны благодарить судьбу, чертежи унылых типовых многоэтажек и интеллигентного пьяницу, заснувшего в парке, прикрывшись газетой «Советская культура». В ней отчаявшийся архитектор увидел объявление о наборе на режиссерские курсы на «Мосфильме». По своей привычке Георгий Николаевич, вспоминая себя тогдашнего, иронизирует, считая, что не был готов ответить даже на простые вопросы приемной комиссии. Однако свою первую высоту, как и другие выдающиеся режиссеры поколения (Тарковский, Кончаловский), он взял с ходу, без долгой разминки. Уже его дебютный фильм «Сережа», снятый в соавторстве с Игорем Таланкиным, получил «Хрустальный глобус» Карловарского фестиваля.

И дальше не было ни одной проходной работы. Впрочем, сам Данелия легко может рассказывать о том, где у него что-то не получилось или даже постигла полная неудача. В своих книгах с невероятным юмором режиссер описывает съемки фильмов как некое приключение, в котором часто вовсе не он сам главный герой. Со стороны же его фильмография смотрится чередой интереснейших и глубоких картин — не только смешных, хотя юмор и Данелия неразделимы, — которые до сих пор любит большинство зрителей. Это уникальный дар — быть народным режиссером, но ни разу не опуститься до пошлости и примитива. «Я считаю, — призналась Виктория Токарева, — что Данелия — лучший режиссер своего поколения. Он человек, впитавший две культуры. А от этого получается двойной эффект, как у Булата Окуджавы, как у Фазиля Искандера. Причем, хотя Данелия вырос в Москве, он настоящий грузин, с головы до ног». Кстати, сам Данелия называет себя — отсыл к Булату Окуджаве — грузином уланского розлива: в Москве будущий режиссер жил и учился в школе в Уланском переулке. И вот уже многие годы он дружит с композитором Гией Канчели и режиссером Резо Габриадзе.

Герои Данелия, осененные оттепелью мальчики и девочки шестидесятых, жители грузинской провинции позапрошлого века, обаятельный сантехник с мировой тоской во взгляде, еще более обаятельные пилот и шофер-дальнобойщик, ставшие друзьями в неуютной, суетной Москве, запутавшийся в собственной жизни переводчик, прораб и студент, заброшенные на другую планету, девушка Настя, на которую свалились оказавшиеся не слишком нужными чудеса, — все они жили вместе с нами. Глядя на них, мы замечали, что человеку для счастья нужно гораздо меньше, чем он думает. И что главное — оставаться верным самому себе. Об этом рассказал «Итогам» Олег Басилашвили: «Осенний марафон» получился не просто историей о любовном треугольнике. Прежде всего это фильм о цене конформизма. Нами руководят какие-то эмоции — удобно, неудобно, это тоже люди и т. п., а в результате мы попустительствуем злу. Снимаясь в этой роли, я понял, что тоже занимаюсь попустительством злу. Я равнодушен, когда приходят к власти подонки, когда оскорбляют безвинного человека. Я протягиваю руку тому, кому не следует ее подавать. Гия ничего такого мне не говорил во время работы. Но, добиваясь в кадре абсолютно точной внутренней достоверности, он сначала пропускал эту идею через себя, через свой организм, через сердце, через мозг, через кровь. Благодаря ему я стал находить самого себя в этом мире».

В малиновых штанах

Хотя все свои фильмы он считает в той или иной степени автобиографичными, Данелия не похож на их героев. Он человек замкнутый, способный открыться только очень близким людям. О своей славе он говорит так: «Знаменитостью я был в сорок седьмом году, в девятом классе, когда организовал школьный джаз».

Глава «О личной жизни» в его книге «Безбилетный пассажир» самая короткая, как телеграмма: был женат три раза, любил, и меня любили, уходил, и от меня уходили. Над секретами долголетия он смеется. До шестидесяти выпивал за столом поллитра водки. До семидесяти — курил по три пачки сигарет в день. И это уже после клинической смерти, которую Данелия пережил тридцать лет назад, сразу после съемок фильма «Осенний марафон», который считается самой автобиографической картиной в его фильмографии. Потому что как раз тогда он встретил женщину, которая «вылечила его любовью» и с той поры идет с ним по жизни. Галину Данелия-Юркову как только не именуют в прессе в зависимости от обстоятельств — и актрисой, и режиссером, и галеристкой, и светской львицей. Но главная ее роль — жена Данелия, что наверняка совсем непросто. Семья у Данелия большая: двое детей, семеро внуков, две правнучки. Из взрослых почти все — юристы. Режиссер даже шутит: «Жалко, что я не уголовник, такие резервы пропадают!»

Очень несправедливо, что Георгий Данелия снял свой последний фильм ровно десять лет назад. В конце концов, какие его годы, вон в Португалии Манулю Оливейре перевалило за сто, а он все еще результативно выходит на съемочную площадку. Однако это десятилетие не было вынужденным простоем. Кроме того что Данелия писал книги, пять лет он работал над анимационной версией своей культовой картины «Кин-дза-дза». «Анимация вообще дело небыстрое, — объяснил «Итогам» соавтор сценария Андрей Усачев. — Полнометражный анимационный фильм ни за два месяца, ни даже за год не снимешь. К тому же «Кин-дза-дза-дза» стилистически не похожа ни на что, и художникам пришлось долго приспосабливаться к этой новой стилистике. Ну и без финансовых сложностей не обошлось. Есть они и сейчас. Хотя уже можно сказать, что фильм на финишной прямой. Данелия — потрясающий трудоголик и перфекционист. Над сценарием мы работали долго. Адабашьян продержался два-три месяца, я — полгода (работали ежедневно по восемь часов), месяц или чуть больше помогал Игорь Жуков, и уже после всех нас Георгий Николаевич продолжал дорабатывать сценарий еще месяцев пять, если не больше. У каждой из сцен «Кин-дза-дза-дзы» до полусотни вариантов. У меня полкомпьютера закиндзадзовано. Более неутомимого и изобретательного человека в жизни не встречал».

Трудно себе представить, что «Кин-дза-дза» когда-то провалилась на премьере в Доме кино, что друзья и коллеги прятали глаза, чтобы не выдать своего недоумения. Впрочем, это судьба любого новаторства. Однако когда картину выпустили небольшим тиражом, ее за две недели посмотрели два миллиона зрителей, тут же растащивших реплики «пацаков» на цитаты. За очень точную метафору «светлого будущего» благодарили режиссера все — от академика Лихачева до учеников 3-го класса. И сегодня «Кин-дза-дза» актуальное кино. Как недавно выяснилось, это один из любимых фильмов Барака Обамы, который знает, когда надо говорить «ку», а когда «кю». А российские ученые недавно испытали двигатель для космического аппарата под названием «Гравицаппа». Впрочем, сюжет у «Кин-дза-дза-дзы» (название анимационной версии на одну «дза» длиннее) новый, герои, хотя и написаны по канве тех характеров, что были сыграны в первом фильме, тоже новые. Будет использована даже 3D-анимация. Но малиновые штаны как знак высшей избранности вроде бы остались, как и многоликое «ку!» на все случаи жизни. Это же было настоящее пророчество. Так что, какие ваши годы, Георгий Николаевич! Зрители по-прежнему ждут от вас умного, честного и смешного кино.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера